Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

XXVI. Герои гражданских войн

взаимоотношения пилотов в команда - материя тонкая. Собственно, сегодня у нас рассказ о начале одной из многих гражданских войн в командах, начавшеййся во время `81 ГП Бразилии - и интервью с человеком, также запомнившимся своим неоднозначным вкладом в историю человеческих взаимоотношений в Ф1
Оригинал взят у a_simakoff в Раскол

Продолжается история Формулы 1 на страницах данного бложика. Сегодня поговорим, посмотрим и вспомним Гран При Бразилии 81 года - гонку, несмотря на то, что состоялась она в самом начале сезона, перекроившую весь год и сильно повлиявшую на результаты. А так же вспомним одного смешного усача, но обо всем по порядку.
Гран При Бразилии покинул считавшийся устаревшим Интерлагос и перебрался на трассу со сложнопроизносимым для русского человека названием - Жакарепагуа. Трасса близ Рио де Жанейро и организатором Гран При Бразилии на этой трассе выступает некий Берни Экклстоун.
И ещё о Берни. И о Лотусе 88. Многострадальный Лотус 88, стоивший команде больших средств, и с подачи Берни признанный незаконным. Всю хитрость этой машины можно оценить в прошлом посте.  Колин Чепмен обжаловал решение организаторов Гран При США и американская спортивная комиссия признала, что машина полностью соответствует регламенту. В ФИСА, с оглядкой на Берни, говорят, что решение американской комиссии действительно только на территории США, а им в ФИСА ещё надо подумать. Лотус 88 приезжает в Бразилию и снова к организаторам несется поток жалоб о том, что болид незаконен. К протестам присоединился и Энцо Феррари.


В пятницу утром, в боксы Лотуса наведался спортивный комиссар. Он потребовал спустить шины, дабы измерить расстояние от днища до земли. Вроде как спущенных шин, правилами, не требовалось, но тем не менее, измерил, все равно все в норме. И тогда маршал прижал шасси к земле рукой и тут же заявив, что расстояние от земли до борта не выдержано, снял машину с гонки. Парни пересаживаются на старый Лотус 81.

Чепмен в ярости и грозит, что один черт привезет болид в Аргентину.
Меж тем по трассе колесит Brabham BT49C с гидравлической подвеской, вот уж где явно нарушается регламент. Но кто снимет эту машину с трассы, если организатор Гран При - Берни Экклстоун?
К другим новостям.
Для южно-американских этапов Кен Тиррелл усадил за руль второй машины (первый номер команды - набравший очки Чивер), аргентинца Риккадо Зунино. Последний шанс аргентинца блеснуть после провального сезона в Brabham.
Нуждающийся в деньгах Мо Нанн усадил за руль единственной Ensign малоизвестного колумбийца Риккардо Лондоньо Бриджа. Кто-то слышал эту фамилию в списках участников CAN-АМ, но 99% окологоночной братии вообще не знало кто это. Но у парня был чемодан денег. И в 1980 году он провел одну гонку в серии Аврора и в той, единственной гонке, финишировал 7-м. прорвавшись с последнего места.
Карьера пилота Формулы 1 у Лондоньо продлилась ровно три круга первой тренировки в среду. Проехав эти три круга, Риккардо зачем-то не дал себя обогнать Кеке Росбергу и выбил финна с трассы. Тут же комиссары заявили что у колумбийца нет суперлицензии и на своё место вернулся Марк Зурэ.

Лондоньо слева, Зурэ справа, видно, что имена ещё не успели переклеить.
Есть городская легенда, что колумбиец ехал мучительно медленно, но это не совсем так. На тот момент его время опережало время Пике, Арну, Дэйли, Джакомелли, Серры, Герры, Жабуя, Штора, Габбьяни и Зунино. Время Лондоньо 1.41.77. У Рётеманна на тот момент было 1,37.48. ближайшим человеком опережавшим Риккардо был Жиль Вильнев - 1.41.71. Возможно, он улучшил бы и это время, ибо все улучшили, Герра и Салазар так время Лондоньо и не превзошли. Но не судьба. Марк Зурэ на его машине, приехал в Бразилии в очки (забежим немного вперед). Лондоньо же провел пару гонок в Ф2 и вернулся в Колумбию. Дальше все печально, в 2009 году Риккардо был застрелен в ходе разборок наркомафии. Как бы то ни было, он первый гонщик Ф1 из Колумбии.
В соседних боксах творилась ещё одна печальная история. В Ligier прибыл отрабатывать контракт Жан-Пьер Жабуй

Француз говорит, что лечение его закончилось. Однако, лодыжка француза все ещё болит и показанное в пятницу время оказалось на три секунды медленнее чем у Жарье в тренировке. Жабуй решил пока на старт не выходить и Жарье его заменяет, не очень, правда, довольный и резонно замечающий, что, может, ему пора перейти из статуса запасного в основные.
Гидропневматическая подвеска сделала своё черное дело. Поул в Бразили взял Пике

Рётеманн отстал на три десятых, но опередил Джонса. Патрезе подтвердил, что его поул на предыдущем Гран При не случайность. Считалось, что на длинных прямых турбо будет иметь преимущество, но нет, лучший из турб - Прост и он лишь пятый. Неплохо проявила себе и Альфа Ромео,оба пилота в первой десятке. Арну на машине Проста смог стать 8-м.
Мы едем на прямой,  на 15 км / ч быстрее, чем Cosworth , но мы так медлены в поворотахс, что нам это  бесполезно. Подвел итог квалификации для турбо Вильнев (он 7-й)





9
Elio de Angelis

Lotus 81 B
Ford Cosworth
DFV 3.0 V8
Mario Andretti

Alfa Romeo N179C
Alfa Romeo 1260
3.0 V12





8





7
Rene Arnoux

Renault RS20B
Renault-Gordini EF1
1.5 V6T
Gilles Villeneuve

Ferrari 126CK
Ferrari 021
1.5 V6T





 6





 5
Bruno Giacomelli

Alfa Romeo N179C
Alfa Romeo 1260
3.0 V12
Alain Prost

Renault RS20B
Renault-Gordini EF1
1.5 V6T





4





3
Ricсardo Patrese

Arrows A3
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
Alan Jones

Williams FW07B
Ford Cosworth DFV
3.0 V8





2





1
Carlos Reuterman

Williams FW07B
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
Nelson Piquet

Brabham BT49C
Ford Cosworth DFV
3.0 V8
Вильнев 7-й, Пирони же только 17-й. Лижье завален проблемами, Лаффит только 16-й Жарье и вовсе 23-й. Скучно Тирреллам - Чивер 14-й, Зунино последний. Шасси Ламмерса очень спешно восстанавливали после столкновения с Джакомелли в Лонг-Бич и Ян не прошел квалификацию, как и оба пилота Osella и оба пилота March.

 Эмерсон Фиттипальди сделал несколько кругов по трассе, чтобы отпраздновать свой выход на пенсию. У Бразилии новый герой, тем более, уроженец Рио - Нельсон Пике. Нельсон скрывается от публики, арендовав небольшой отель в южно пригороде Рио, на паях с приятелем - Эдди Чивером.
Давайте смотреть. С утра на трассу зарядил дождь, но Нельсон Пике решил стартовать на сликах, уверенный, что дождь скоро кончится.
Отмечу, что кино очень хорошего качества, плюс, наконец-то появились повторы эпизодов и не только тех, что режиссер показал но и того, что осталось за кадром прямого эфира. В общем, организатор Гран При Берни взял толкового режиссера.

15.00 Старт. У Пике фактически нет сцепления и он старт проваливает, Рётеманн. Патрезе и Джонс проносятся мимо.

Позади Вильнев натыкается на заднюю часть Проста и оказывается на пути у Арну. Рене разворачивает, а на Жиля налетает Андретти. Альфа подлетает в воздух и приземляется за пределами трассы. В этой же суматохе Росберг проходит  Чивера, Арну и Серру. Штор разворачивает Шику Серру и сталкивается с Ребаке. Де Чезарис объезжает все это по траве.

Чуть позже Джонс все же обошел Патрезе. Пике же проваливается все дальше и дальше. После первого круга
1. Рётеманн Williams
2. Джонс Williams
3. Патрезе Arrows
4. Джакомелли Alfa Romeo
5. де Анджелис Lotus
6. Росберг Fittipaldi
7. Вильнев Ferrari
8. Прост Renault
9. Уотстон McLaren
10. Пике Brabham
17.00 В гравии Томба, но он сможет оттуда выехать.
21.00 Williams проходят на круг Штора. Но Зигфильд? как и Дидье Пирони побывал в боксах, переобувшись в слики.
22.00 Нам показали повтор борьбы Пике с одним из МакЛаренов. Это борьба за 17 место.
24.00 Нам проказывают машину Шико Серры, которую все никак не уберут с обочины.
Дождь кончился и трасса постепенно сохнет. Но лидеры уже оторвались далеко от остальных. Патрезе отстает от Джонса уже на 7 секунд.
29.00 Шедший пятым Джакомелли заезжает в боксы, так как возникли проблемы с зажиганием.
36.00 Трасса ещё немного подсохла, и  Вильнев заехал в боксы переобуться. Выехал канадец как раз перед лидерами
37.00 Переобувается Ребаке
44.00 Уотсон отбирает 5-е место у Росберга

После 15 кругов
1. Рётеманн Williams
2. Джонс Williams + 4 сек.
3. Патрезе Arrows + 16 сек.
4. де Анджелис Lotus + 34 сек.
5. Уотстон McLaren +41 сек.
6. Росберг Fittipaldi +43 сек.
7. Жарье Ligier
8. Зурэ Ensign
9. Прост Renault
10. Лаффит Ligier

46.00 В Жукао Жарье проходит Росберга и выходит на 6-е место
47.00 Теперь Росберга атакует Марк Зурэ, финн отчаянно отбивается, но показывающий отличный пилотаж в дождь, Марк все же взял вверх.
49.00 Очередной заезд Джакомелли в боксы.
51.00 де Анджелис прошел Arrows, но это не Патрезе, а отстающий уже на два круга Штор на сликах.
53.00 В это время до Росберга уже добрались Прост с Лаффитом. Ситуацию усугубляет отстающий на круг Пирони, который едет перед ними.
54.00 Прост Росберга проходит. Теперь позади Кеке Лаффит.
55.00 Прост проходит на круг Пирони, но в этот момент, ехавший на сликах француз заехал в лужу, его развернуло и он вынес Алена с трассы. Обе машины полетели в сетку. Оба француза не пострадали

Лаффит мимоходом прошел Росберга
56.00 Тем временем Жарье уже догнал Уотсона
1.01 Жарье пытается пройти Уотсона в извилистой части трассы, но ирландец достойно перекрывается. В это время вышедший на 10 место Томба сносит с трассы кругового Штора, видимо всем надоевшего, и едет дальше
1.03 И снова в боксах Джакомелли
1.05 Однако, трасса сохнет и слики понемногу начинают работать. Нельсон Пике догнал Найджела Мэнселла, это борьба за 11 место. Его партнер Эктор Ребаке сходит, во время одного из вылетов он повредил подвеску
1.10 Попытка Жарье пройти Уотсона, снова неудача, меж тем Пике все же обошел Мэнселла. Ну а Жарье внезапно пропустил атаку Зурэ, швейцарец на 6-м месте.
1.13 и Марк Зурэ тут же бросается в атаку на Уотсона. Джон снова грамотно отбивается А сзади уже Лаффит, обошедший внезапно сдавшего Жарье. Борьба эпическая. Уотсон закрывает все двери от своего неожиданного соперника. И Джон и Марк постоянно скользят и видно, что машинами сложно управлять. Следующие 9 минут нас ждет чистый кайф
1.22 И все же Уотсон не выдержал давления, в Курва Сул его развернуло и выбросило в траву. Джон  легко вернулся на трассу, но Зурэ, Лаффит и Жарье прошли мимо. Марк при этом показал ещё на радостях и быстрый круг.
1.25 Тем временем до бедняги Росберга доехали уже Томба с Пике. Патрик также отлично отбивается от Нельсона.
1.27 Трасса сохнет, слики заработали, хоть и поздно, и Нельсон прошел француза а затем и Росберга. Пике  едет по накатанной сухой траектории. Есть шанс побороться за очки. Но на трассе снова начинается дождь
1.31 Видим, что Зурэ и Лаффит догнали Элио де Анджелиса. У итальянца медленный прокол
1.32 Тем временем, Пике уперся в круговые Тирреллы
1.35 Следом за Пике, Тирреллы обошедшим, в них упирается Томба и Эдди Чивер, не посмотревший в зеркала, чуть не сносит Патрика с трассы.
1.39 Карлос Рётеманн уперся в кругового Кеке Росберга. У финна какая-то своя гонка и он не собирается пропускать аргентинца на круг
1.42 Меж тем де Анджелису, кажется, прокол позволяет крепче держаться за  трассу. Зурэ и Лаффит хоть и приблизились, но даже не могу обозначить намек на атаку.
Дождь же явно усилился, смывая все надежды Пике на очки.
1.45 В дождь машиной лучше управляет Жарье - он проходит своего напарника по Лижье и выходит на 6 место.
1.48 Разворот Нельсона Пике, похоже гонка для него превращается в кошмар, он пропускает лидеров на круг. Меж тем Марк Зурэ обходит де Анджелиса

После 50 круга (за 13 кругов до финиша)
1. Рётеманн Williams
2. Джонс Williams + 2,3 сек.
3. Патрезе Arrows + 56 сек.
4. Зурэ Ensign +1 мин. 21 сек.
5. де Анджелис Lotus + 1 мин. 24 сек.
6. Жарье Ligier +1 мин. 25 сек.
7. Лаффит Ligier +1 мин. 26 сек.
8. Уотстон McLaren +41 сек.
9. Росберг Fittipaldi +43 сек.
10. Томба Theodore

Несмотря на дождь, сошедших не так много. Разрыв между лидерами понемногу растет.
1.58 Нельсона Пике развернуло прямо перед родными трибунами
Нам не показывают. но из боксов Williams грозят вот такой табличкой

Согласно контракту, Рётеманн должен уступить позицию Джонсу, если он не оторвался от него более чем на 7 секунд. Оторваться не удалось, Джонс старательно висел в комфортной зоне, что означает, что "Фернандо быстрее тебя" . Знак виден сквозь пелену дождя, но Карлос делает вид, что он ослеп. Два отведенных на гонку часа вот-вот должны закончится.
К примеру, Жарье подчинился приказу таблички и пустил на 6-е место Лаффита. Джонс терпеливо ждал того же самого и не должался. Карлос установил свой быстрый круг, догонять его в такой дождь было безумием.
2.14 Карлос Рётеманн пересекает финшную черту первым.
1.  Carlos Reutemann
2.  Alan Jones + 4.44
3.  Riccardo Patrese + 1:03.08
4.  Marc Surer + 1:17.03
5.  Elio de Angelis + 1:26.42
6.  Jacques Laffite + 1:26.83
Рётеманн после финиша сиял и делал вид, что ничего не произошло. Ален Джонс даже отказался выходить на подиум, боясь, что не сможет сдержаться.

Для Фрэнка Карлос придумал объяснение, дескать планировал отдать позицию на последнем 63 круге, не думал, что гонку закончат досрочно. Меж тем, телеметрия говорила обратное и все всё прекрасно понимали. Даже молодой Чивер все понял. Уступи Карлос сегодня, он так бы и остался на вторых ролях. В данном случае, в глазах окружающих пидерасом выглядел Джонс, сам того не желая. Что не добавляло австралийцу настроения

Война объявлена, Карлос меня предал. Он хорошо знает условия контракта. Теперь Карлос для меня главный противник.
Все эти страсти затмили отличную гонку Патрезе, великолепный прорыв Зурэ и мужество де Анджелиса доехавшего на полуспущенном колесе. Как и провал стратегии Пике, также померк на фоне гражданской войны в Williams.
Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс -15
1. Карлос Рётеманн -15
3. Нельсон Пике -4
3. Риккардо Патрезе -4
5. Марио Андретти -3
5. Марк Зурэ -3
7. Эдди Чивер -2
7. Элио де Анджелис -2
9. Патрик Томба -1
9. Жак Лаффит - 1
1. Williаms - Cosworth Ford -30

2. Brabham-Cosworth Ford -4

2. Arrows - Cosworth Ford -4

4. Alfa Romeo-3

4. Ensign -Cosworth Ford -3

6. Tyrrell-Cosworth Ford -2

6. Lotus- Cosworth Ford -2

8. Theodore-Cosworth Ford -1

8. Ligier - Talbo Matra-1
Найджел Мэнселл в этой гонке ничем особым не запомнился. Провалился на фоне товарища и на такой же машине финишировал 11-м. В общем, ничего особого от парня не ждали, судя по его результатам в младших сериях и солидном для новичка возрасте. Но усатый гражданин смог всех перехитрить. Когда в него отказались верить, начал побеждать, когда думали, что чемпионом ему не быть, он им стал. Человек, вылепивший из себя образ этого героя боевиков 80-х, сильного, обязательно получающего пиздилей, но в последний момент встающего на ноги и дающего всем врагам по щаям.У многих это вызвало смех или ненависть, но большинство было им очарованно, не зная всей подноготной. Очень противоречивый персонаж
Nigel Mansell

В основе рассказа большое интервью с Саймоном Тайлором
Он родился 8 августа 1953 года. Лев по гороскопу и тиффози его прозвали Эль Леоне в  своё время
Когда я оглядываюсь назад, я говорю себе: с чего бы мне быть против, что мне повезло в том, что я достиг того, что сделал. Осознавая силы, которые были против меня - производители, спонсоры, политика, руководящий орган, другие соперники, семь или восемь чемпионов мира, все вместе - добиться того, чего я достиг в ту эпоху конкурентоспособности ... если бы  чемпионами становились те, кто выиграл больше гонок в сезоне, я бы выиграл титул три раза. Но когда могущественные силы решают, что они хотят что-то сделать по-другому, неважно, кто вы, если ваша персона им не подходит, она не подходит. Вот почему автоспорт является одним из самых сложных видов спорта в мире, потому что там много внешних факторов. Если вы играете в гольф или теннис или вы спортсмен, то все зависит от вас. У вас должен быть правильный тренинг и медицинская поддержка, но в конечном итоге вы делаете все сами. В автоспорте вы участвуете с сотней людей, миллионами фунтов, крупными организациями, крупным бизнесом, и все со своими задачами.

Я был мотивирован невзгодами, потому что я жил с ним все время. Я не думаю, что когда-нибудь будет другой пилот, который добьется всего этого в Формуле 1 без какой-либо финансовой поддержки и ресурсов. Я добрался до Формулы-1 ни с чем. Я имею в виду, что у меня не было ничего. То, что я принес на стол, было обязательством. Я мог копаться глубже, чем, вероятно, любой из моих современников, из-за того, откуда я пришел. Откуда я пришел и где я оказался, это необычная история.
А пришел Найджел из Lucas Aerospace. Компания занимающаяся производством реактивных двигателей. Отец Найджел - Эрик работал там инженером. Найджел также пошел о стопам отца и тоже работал инженером. На досуге занимался картингом, не очень удачно. Однажды вылетев с трассы Найджел получил тяжелые травмы головы. Отец, конечно, был против такого увлечения, но что он мог сделать? Мэнселл к тому времени уже был самостоятельным мужиком, более того женатым.

Ему был 21 год. Та самая  Розана Мэнселл, которую Пике прозвал уродиной, так любила мужа, что продала свою машину и купила Найджелу болид Формулы-Форд.

Начались успехи. В 1977 Мэнселл лидировал в британском чемпионате Ф-Форд и на радостях уволился из Lucas Aerospace. И через три недели Наиджел ломает шею в гонке в Брэндс Хетче. Через семь недель Мэнселл сел за руль едва сняв "воротник", для победы в чемпионате ему надо было выиграть ту последнюю гонку и ещё показать быстрый круг. И Мэнселл сделал это.
Следующим шагом должна быть Формула 3, но Мэнселл так и не нашел спонсоров. По ночам он убирал офисы, жена устроилась на две работы, но денег так и не было. В конечном итоге семья Мэнселлов продала свой дом и перебралась жить к родителям. Денег от продажи дома хватило на пол-сезона в March. March обещали небо и землю. но на самом деле, это было худшее вложение средств в мой жизни. Но, тем не менее, Мэнселла заметили. В 1979 его пригласила команда Ф3 March и он получил поддержку от нефтяников из Unipart.
Наконец, на него обратил внимание журналист и менеджер Карлоса Рётеманна Питер Уиндзор, указавший Колину Чепмену на паренька. И Колин дал Найджелу тесты, несмотря на то, что тот снова угодил в тяжелую аварию накануне.
В тех тестах участвовали Элио де Анджелис, Эдди Чивер, Ян Ламмерс и Стивен Саулт. Менселла дважды развернуло, но, в целом, он показал хорошую скорость. Де Анджелис стал основным пилотом Лотус в 1980, Мэнселл вытащил должность тест-пилота.

Ему было 27 лет, когда он впервые стартовал в Гран При Формулы 1. Это было Гран При Австрии. Неплохо прорывался, пока не взорвался движок. В Голландии у Мэнселла отказали тормоза. Но Чепмен взял парня вторым пилотом на 81 год.
Колин верил в меня, он видел во мне что-то, что ему нравилось, чем-то я нравился не только как пилот, но и как человек. У нас были фантастические отношения, он был для меня как отец. Поэтому, когда он умер в конце 1982 года, это было ужасно. Часть меня умерла вместе с ним
Продолжим на следующей неделе.
Tags: формула1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments