Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

XXVI. Первая гонка официального чемпионата.

Сегодня у нас обзор первой гонки сезона-81, а также рассказ, почему этот сезон считается первым официальным - в изложении a_simakoff
Оригинал взят у a_simakoff в Глубоко зарывшись в историю
История формулы 1 продолжается на страницах данного дневничка. Давно прошедшие Гран При и люди, в них участвовавшие. И мы начинаем сезон 1981 года. Первый сезон чемпионата формулы 1, но про это чуть позже. И как это принято, началось все со срача и скандала. Может, и не такого эпичного, как весь 1980 но все же.
Ну для начала, напомню, что внезапно, мир Формулы 1 покинул Goodyear и все команды стали пользователями шин Michelin. До этого Michelin работали лишь с Renault, Ligier, Ferrari и Alfa Romeo. Соответственно, все остальные тут же начали гундеть, что Michelin, конечно же, будет помогать своим давним клиентам и выделять им более качественную резину. Оснований для этого никаких не было. Но Renault, Ligier, Ferrari и Alfa Romeo, как уже имевшие опыт работы с довольно специфичным Мишленом, конечно, имели некое преимущество. Мишлен, в свою очередь, внезапно став монополистом, понял, что у него просто не хватает ресурсов обеспечить шинами всех желающих и сократил число поставляемых комплектов. В общем, не скандал, а так слухи, сплетни. А вот второй скандал вышел погромче.
Lotus 88

Это болид с двойным шасси. Первое (внутренние) держало тяжелые элементы - корпус, движок, подвеску. Второе шасси (внешнее) состояло из понтона и тяжело нагруженных пружин. Оба комплекта соединялись гибкими пружинами.  Все это позволяло аэродинамическим нагрузкам прижимать внутреннее шасси к асфальту и воспроизводить граунд-эффект. Но при этом болид не скакал по трассе, аки горный козел, в отличии от ослабивших амортизаторы конкурентов. Лотус снова оказался на шаг впереди всех.
Кто оказался против? Ну конечно же Williams и  Brabham, ослабившие свои подвески и амортизаторы, дабы вернуть граунд-эффект. Экклстоун и его друг Уильямс агитируют Ги Лижье, Рона Дэнниса, Джеки Оливера и Жака Саже подать на Лотус жалобу. Элио Де Анджелис выступил в пятничной квалификации (и показал скромное 8 время), но напуганные шквалом жалоб организаторы запретили 88 дальнейшее участие. Де Анджелис пересел на 81.
Балестера в США не было, жалобы разбирать было некому и Колин Чепмен подчинился.
Ну а квалификацию  в Лонг-Бич сенсационно выиграл Риккардо Патрезе

Это первый поул итальянца и с учетом того, что в прошлом году Риккардо приехал в Лонг-Бич на подиум, его шансы на победу высоки. Особенно, если вспомнить, что это был мастер обороны. Правда, оба Williams рядом и уступили Arrows совсем чуть чуть. Пике потерял время в квалификации из-за поломки подвески. Его партнера Ребаке снова посадили на коробку передач Вейсмана и Эктор лишь 15-й. Лучший из турбо - Вильнев на Феррари, пятый. Пирони 11-й. Шестой, очень довольный своей Альфа Ромео Марио Андретти. Юные дарования - Мэнселл и Чивер заняли следующий ряд.






9
Jean Pierre Jarier

Talbot-Ligier JS17
Matra MS81 3.0 V12
Bruno Giacomelli

Alfa Romeo N179C
Alfa Romeo 1260 3.0 V12





8



7
Eddie Cheever

Tyrrell 010
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Nigel Mansell

Lotus 81 B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8





 6





 5
Mario Andretti

Alfa Romeo N179C
Alfa Romeo 1260 3.0 V12
Gilles Villeneuve

Ferrari 126CK
Ferrari 021 1.5 V6T





4





3
Nelson Piquet

Brabham BT49C
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Carlos Reuterman

Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8





2





1
Alan Jones

Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Ricсardo Patrese

Arrows A3
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Новый Talbo-Ligier страдает от избыточной поворачиваемости и разочаровал - Жарье 10-й, Лаффит 12-й. Renault не хватает тяги и Жан Саже начинает во всем обвинять Мишлен, мол, не помогали национальной команде, Прост 14-й, Арну 20-й. McLaren MP4  ещё слишком сырой и в США не появился, на старой технике Уотсон и де Чезарис показали 23 и 24 время.
В то время, как Патрезе на поуле, его молодой партнер Зигфильд Штор квалификацию не прошел, но ему помешала авария и поломка двигателя. Вне гонки остались и Коган (Tyrrell), Герра (Osella) и оба March - Дэйли с Салазаром.

Смотрим

5.00 Старт. Патрезе стартовал очень хорошо и смог отбиться от Williams. Вильнев, за счет более позднего торможения, смог обойти эту троицу и выйти в лидеры, но его занесло на грязном асфальте и все выигранное он потерял.

Позади Прост подлетел на машине де Чезариса и влетел в Ребаке. Для француза и итальянца на этом все закончилось, а вот мексиканец поехал дальше.
1. Патрезе Arrows
2. Рётеманн Williams
3. Джонс Williams
4. Вильнев Ferrari
5. Пике Brabham
6. Пирони Ferrari
7. Чивер Tyrrell
8. Андретти Alfa Romeo
9. Лаффит Ligier
10. де Анджнлис Lotus
Все идут очень компактно.
9.00 Можно увидеть, как Кеке Росберг обошел Найджела Мэнселла, чья гонка пока не задалась.
10.00 Вильнев увлекся борьбой с Пике и так вышло, что их обоих обошел Пирони и вышел на 4-е позицию. А Жиль упустил ещё и Пике, видимо, вылет за пределы трассы загрязнил его шины.
11.00 Нам не показали, но Пике обошел и Пирони. Из трансляции исчез целый кусок. Мимо репортажа прошло небольшое столкновение Ламмерса и Серры. Заезд в боксы Уотсона для починки двигателя. Сход де Анджелиса из-за поломки подвески. В боксах с разными жалобами на управляемость побывали Арну и Ребаке. И сход Вильнева - у канадца оказался сломанным ведущий вал.

Мы можем также видеть, что Джонс уже сильно отстал от пары Патрезе-Рётеманн.
13.00 Пара лидеров нагнала первого кругового. Это Беппе Габьянни на Osella
После 20 круга Патрезе попрежнему лидирует
1. Патрезе  Arrows
2. Рётеманн Williams + 1,1 сек.
3. Джонс Williams +6,1
4. Пике Brabham +25,6
5. Пирони Ferrari +27,5
6. Чивер Tyrrell +29,4
7. Андретти Alfa Romeo
8. Лаффит Ligier
9. Росберг Fittipaldi
10. Джакомелли Alfa Romeo

18.00 Патрезе и Рётеманн догнали на круг страдающего из-за двигателя Уотсона. Меж тем, уже у самого Патрезе возникли некие проблемы с движком, а именно с зажиганием. Поэтому Карлос повис на хвосте и приблизился Джонс
19.00 Первая атака Рётеманна на Патрезе, но Риккардо отбился.
20.00 Вторая атака Рётеманна и на этот раз удачная, погибающий движок не дал Патрезе возможности контратаковать.

22.00 Алан Джонс проходит Патрезе без какого либо сопротивления
23.00 Риккардо заехал в боксы, чтобы сменить сечи. Вся процедура отняла у него два круга.
24.00 Можно увидеть, что Рётеманну машут желтыми флагами. Это Габьянни разбил свою Озеллу об стену. В кадры  правда не попал, но будет опасно стоять на трассе всю гонку.
26.00 Патрезе выехал из боксов прямо перед Рётеманном и Джонсом. Итальянец отстает на два круга и борется с Шико Серой, собственно на лидеров и синие флаги ему наплевать.
После 28 кругов
1. Рётеманн Williams .
2. Джонс Williams +3,5 сек.
3. Пике Brabham +30,4
4. Пирони Ferrari +31,9
5. Чивер Tyrrell +34,6
6. Андретти Alfa Romeo +35,6
7. Лаффит Ligier +36,4
8. Росберг Fittipaldi
9. Джакомелли Alfa Romeo
10. Томба Theodore

Меж тем Алан Джонс все стремительней отыгрывает разрыв от Рётеманна. Австралиец установил быстрый круг 1'20''901.
28.00 Весьма напряженная борьба в тройке Чивер-Андретти-Лаффит
30.00 В Pine Avenue Рётеманн проходит кругового Марка Зурэ, но, стремясь оторваться от Джонса, Карлос ошибся и срезал шикану. Одним махом Алан обошел и Зурэ и Рётеманна и вышел в лидеры. Позади Лаффит обошел Андретти и выскочил на 6 место.
32.00 Очередной пит-стоп Патрезе. Снова техника лишает Риккардо и Arrows шансов на победу (впервые так было в ЮАР 78)
41.00 набравший темп Лаффит атакует уже Эдди Чивера
После 40 кругов
1. Джонс Williams  .
2. Рётеманн Williams +6 сек.
3. Пике Brabham +40,8
4. Пирони Ferrari +45,8
5. Чивер Tyrrell +49,7
6. Лаффит Ligier +50,2
7. Андретти Alfa Romeo +50,5
8. Джакомелли Alfa Romeo +1 мин. 05 сек.
9. Томба Theodore +1 мин 06 сек.
10. Росберг Fittipaldi  +1 мин. 13 сек.

Эдди Чивер продолжает очень хорошо отбивать атаки Лаффита, сзади к ним подъехал Андретти.
44.00 Ну, собственно, мы видим чем все закончилось. Жак Лаффит едет в боксы с гордо поднятым носом. Он попытался обойти Чивера возле въезда в пит-лейн, но уперся в заднюю часть Tyrrell и в результате нос Лижье просто сложился и поднялся вверх. Жак поехал в боксы и при этом ещё и помешал Джакомелли, который в итоге столкнулся с Ламмерсом.
46.00 Алан Джонс уткнулся в кругового. Это Жан-Пьер Жарье, традиционно никого на круг не пропускающий. После удара от Лаффита у Чивера пропала вторая передача и Андретти его обходит, пускай и после небольшого сопротивления.
47.00 Джакомелли сходит в боксах как и Лаффит. Машина Ламмерса также повреждена, но он продолжает гонку. Также из-за проблем с зажиганием сошел Росберг и окончательно сошел Патрезе
После 46 кругов
1. Джонс Williams  .
2. Рётеманн Williams +9,6 сек.
3. Пике Brabham +45.6
4. Пирони Ferrari +56,4
5. Андретти Alfa Romeo +1 мин.
6. Чивер Tyrrell +1 мин. 02 сек.
7. Томба Theodore +1 круг
8. Жарье Ligier +1 круг
9.  Зурэ Ensign +1 круг
10. Серра Fittipaldi   +1 круг

58.00 Андретти достал Пирони, у Дидье проблема с подачей топлива
59.00 под аплодисменты толпы Марио обходит Дидье в le Gazomet, но на прямой Пирони отыгрывается обратно. Мощь турбо от Феррари будет посильнее.

1.01 Через круг, в том же месте Андретти снова обходит Пирони и Дидье снова пытается пройти Марио на прямой, но на этот раз экс-чемпион отбился
1.02 Пирони уступает позицию и подбитому Чиверу
1.05 а вскоре и Алан Джонс обойдет француза на круг
1.08 В окончании Пайн-авеню развернуло Ребаке, к счастью, он не собрал Арну и следовавшего следом за Рене Пике. Но машина встала очень опасно и Эктор с маршалами быстро убирает её на обочину. Обочиной правда это назвать можно с трудом и Brabham все равно стоит довольно опасно
1.10 Патрик Томба входит в очки опередив Пирони.
После 61 круга
1. Джонс Williams  .
2. Рётеманн Williams +19,5 сек.
3. Пике Brabham +57,3
4. Андретти Alfa Romeo +1 мин 13 сек..
5. Чивер Tyrrell +1 мин. 19 сек.
6. Томба Theodore +1 круг
7. Пирони Ferrari +1 круг
8. Жарье Ligier +1 круг
9.  Зурэ Ensign +1 круг
10. Серра Fittipaldi   +1 круг

1.18 Жан-Пьер Жарье пополняет список сошедших из-за отказа топливного насоса.
1.21 Пирони в боксах, пытается решить проблему воздушной пробки в топливной системе
1.34 Под конец гонки Джонс совсем сбросил скорость и Рене Арну отыграл обратно один из кругов отставания
1.37 Джонс пересекает финишную черту, на 15 секунд опередив своего напарника. Можно, кстати, посмотреть, что после финиша Джонс и Рётеманн вполне ещё нормально общаются друг с другом. Ну, аргентинец может сердиться только на себя, он сам упустил победу. А дальше Фрэнк Уиляьмс приказал сбросить скорость, чтобы гарантировать третий победный командный финиш подряд. Отметим также хорошее появление Андретти в Альфа Ромео, первые очки Чивера и первые очки Theodore как производителя шасси.
1.  Alan Jones
2.  Carlos Reutemann + 9.19
3.  Nelson Piquet + 34.92
4.  Mario Andretti + 49.31
5. Eddie Cheever + 1:06.70
6.  Patrick Tambay + 1 круг


Ну вот, кажется отмена граунд-эффекта должна была внести серьезные изменения, а на манеже все те же Джонс, Рётеманн и Пике. И даже шины Мишлен ничем им не помешали, хотя Джонс и Уильямс это вряд ли признают.
Личный зачет:
учитываются результаты 11 лучших гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс -9
2. Карлос Рётеманн -6
3. Нельсон Пике -4
4. Марио Андретти -3
5. Эдди Чивер -2
6. Патрик Томба -1
1. Williаms - Ford Cosworth -15

2. Brabham-Ford Cosworth -4

3. Alfa Romeo-3

4. Tyrrell-Ford Cosworth -2

5. Theodore-Ford Сosworth -1


1981 год это первый официальный год чемпионата мира Формулы 1. Что же было до этого? Просто зачет среди пилотов. В общем, все это довольно сложно объяснить. Но я попробую.
Начнем с простого. Формула 1 появилась в 1947 году. Что такое Формула 1? Это свод правил. Т.е. гонка проходит по первой Формуле. Это означает что перед гонкой должна пройти квалификация, это означает(в те годы) что гонка длится три часа, проходит по кольцевой трассе и к участникам предъявляются некие технические требования, по объему двигателя, например (4,5 литра). Все остальное, это уже гонки проходящие по другим формулам.  К примеру, часто в формульных энциклопедиях можно  прочесть, что в 1952-53 годах чемпионат мира Формулы 1, был на самом деле чемпионатом Формулы 2. Это правда. В конце 1951 года ФИСА поняла, что в послевоенной Европе просто нет нормальных машин с двигателями 4,5 литра и после ухода из гонок заводской Альфа Ромео, единственной командой оставалась Феррари да пара старых Талбо. Поэтому переключились на регламент формулы 2, т.е. с двигателями в 2 литра.

Но можно ли тогда говорить, что Альберто Аскари не был чемпионом Формулы 1 (а он выигрывал титулы в 52-53 годах как раз, когда действовала формула 2)? Что его рекорд в 9 побед подряд, это ерунда?. Нет, хотя бы по той причине, что никакого чемпионата Формулы 1 тогда не существовало.
  Что же было? А было множество разрозненных гонок проводимых по правилам, изложенным в первой формуле соревнований. Надо понимать, что нищей Европе организация и проведение гонок было одним из выгоднейших дел. По сути ничего не надо было организаторам. Договориться с владельцем автодромов, дать рекламу, пообещать щедрый денежный фонд, ну и денежки наиболее топовым гонщикам - стартовые, ну и договориться, чтобы парочка топовых приехала. Все. Состригай бабло с желавших хлеба и зрелищ зрителей. Деньги практически на пустом месте.
Так было три года и никто особо не озадачивался поиском лучших пилотов.  Если бы с 1947 года  мы считали очки, то Жан-Пьер Вимилль и Луджи Виллорези числились бы среди первых чемпионов мира. Но им не повезло, ФИСА озадачилась поиском лучшего лишь в 1950, когда Вимилль уже погиб, а скорости Виллорези снизилась из-за травм (и возможно из-за депрессии по поводу скрытого гомосексуализма, есть такое мнение)

Жан-Пьер Вимилль, вполне мог стать первым французским чемпионом Формулы 1, но не судьба.
В общем, ФИСА решила выявлять лучшего пилота, взяв для отчета гонки проводимые по первой формуле и тут возникла проблема.  До войны был чемпионат Европы, где так же определялся лучший пилот. Но тогда гонок проводимых по правилам чемпионата было меньше в разы.  Плюс, считались там очки уж по совсем ебанутой схеме, иначе и не скажешь. Гонщик, не приехавший на гонку получал к примеру 100 очков, приехавший последним получал столько очков сколько машин участвовало в гонке, к примеру 33, ну, а приехавший первым получал одно очко. В итоге чемпионом был тот, кто набрал меньше всех очков. Поэтому, из-за сложных расчетов никто особо в перипетии чемпионата не вникал и более ценились победы в гонках и какая машина какой марки (Ауди или Мерседес) пришла к финишу первой (порой даже не важно с кем за рулем). Т.е. схема эта не подходила. В США уже давно проводился чемпионат ААА с тоже мудреной схемой, где очки начислялись, в зависимости от сложности трассы. Победитель Инди 500 получал 1000 очков в зачет, более простой трассы 400 и так далее. Какие-то очки получали даже ребята, просто участвовавшие в квалификации. Схема попроще, но влечет кучу проблем, к примеру если оценить Спа в 1000 очков а Сепанг в 400, то ясно, что это вызовет ненужные споры между федерациями. И тогда появилась схема начисления очков 8-6-4-3-2 и одно очко за лучший круг.

Другой проблемой было то, что гонок проводилось тогда какое-то нереальное количество. В 1952, их было более 70. Различного качества. К примеру в 52 бельгиец Роже Луве выиграл Гран При Копенгагена, при этом он был единственным пилотом на машине класса Формулы 1 (пускай и Ф2 в любое другое время). Гонки зачастую проводились одновременно. И в ФИСА решили брать в зачет только Гран При проводимые и организованные национальными федерациями и Инди 500, дабы придать зачету вид и статус зачета чемпионата мира. Ну и даже тут в зачет шли результаты не всех гонок, чтобы лучшим пилотом не стал какой ни будь доезжальшик. Все отлично и понятно, тем более, что годом ранее схему опробовали на мото Гран При и она сработала неплохо. Беда одна, что проводится какой-то там чемпионат мира Формулы 1 никто особо-то и не знал.
Ну представьте, вы офисный работник. Вам говорят, что проводится чемпионат офисных работников в зачет которого пойду результаты вашей работы за каждый четверг, два раза в месяц. При этом, оплата за четверг ничем не отличается от оплаты за вторник или пятницу. И за результатами офисных работников особо последить негде. Как быстро вы забудете, что участвуете в каком-то там чемпионате? Примерно такое же ощущение было у гонщиков в то время. Главное, что ценилось, это победа в гонке, здесь и сейчас. Жан Бера не выиграл ни одной гонки Формулы 1? Жан Бера выиграл пять гонок Формулы 1, просто в зачет ни одна из них не вошла. Стирлинг Мосс не был чемпионом мира? Стирлинг Мосс был одним из самых высокооплачиваемых пилотов, которому платили просто за появление на старте больше чем 95% остальных участников чемпионатов. Зрителям негде было почитать зачет чемпионата. Телевизора не было, гоночной журналистики как правило тоже. Условно, зритель помнил, что его родное Гран При Голландии в прошлом году выиграл Аскари а в этом году в нем выступает местный парень Ян Флинтерман и более его ничего не интересовало. Если мы возьмем архив журнала Мотоспорт за 50-е годы, то одно из лучших автоспортивных изданий того времени, много писало про результаты гонок и перипетию борьбы на трассе, но схемы чемпионата и кто каким в нем идет, не было даже там. В общем, зачет чемпионата мира проходил где-то в кабинете чиновников и в их умах.  А с учетом того, что статус чемпиона мира никак не оценивался и не оплачивался, можете понять, что пилотам он не особо то и ценился.

В 1956 на Гран При Италии имевший математические шансы стать чемпионом мира Питер Коллинз отдал свою машину напарнику Фанхио, чья машина забарахлила и тот, доехав до финиша, стал чемпионом. История красивая, но в силу вышесказанного уже выглядит несколько в ином свете. Питер, скорее всего, не вдавался в математические расклады, от звания чемпиона мира ему было ни холодно не жарко, плюс на тот момент в гонке шансов он не имел, так как шел вне очков, а ему надо было выигрывать, плюс чтобы основные конкуренты - Бера и Фанхио сошли. Да, отдал он машину Фанхио, видя, что это отказался делать лидирующий Муссо. Но, случись такая ситуация лет через 10, думается Коллинз бы так уже не поступил. Почему, потому что отношение к зачету пилотов стало меняться. Число гонок сократилось, чемпионат начал освещаться с подробными вкладками таблиц и очков. Появился кубок у конструкторов и владельцы команд уже считали престижным взять оба трофея. Но по-прежнему были незачетные и зачетные гонки, была неразбериха с правилами, организаторами и в Гран При мог участвовать любой, у кого в руках оказалась машина Формулы 1.

Что же изменилось в 1981 год?. После объединения Берни и ФИСА на памятном совещании стоившим нам Гран При ЮАР 81, появилась новая гоночная серия. Да, до 1981 года, просто был набор гонок проводимых по первой Формуле, часть из которых зачитывалась в зачет некого чемпионата пилотов. В 1981 было признано, что Формула 1 это гоночная профессиональная серия, ранга чемпионата мира. Теперь для участия в серии, командам необходимо было подавать заявку (в 81 ещё были сделаны некоторые поблажки) с указанием числа машин и с обязательным участием в каждом Гран При, что убивало многочисленных частников стартовавших ранее только  в ГП Британии, например. Исчез элемент, когда владельцы команд вели переговоры с организаторами Гран При. По сути, организаторы вообще потеряли какую-либо власть. Формула 1 превратилась в закрытый клуб, Клуб зарабатывающий очень приличные деньги. Времена менялись. Но зато Алан Джонс мог теперь сказать официально, что он первый победитель Гран При Чемпионата мира Формулы 1. Ну а про то, кто стал первым чемпионом, в следующих сериях.

ПС. Остается лишь вопрос, надо ли всем этим заморачиваться? Ну можно потроллить какого-либо стандартного болельщика Гран При Сочи. Ну или там поспорить на узкоспециализированных форумах. Ещё унизить какого нибудь недалекого организатора викторин на мэйл ру. На самом деле, конечно, все это словоблудие, запрятанное в терминологию. Что Аскари все равно остается чемпионом мира как и Фанхио, и Мосс им так и не стал. Но для понимания сути некоторых событий, наверное это важно. И нужно. Увидимся.

Tags: формула1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments