Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

XXVI. Как уходят чемпионы

сегодня рассказ Джоди Шектера о своём чемпионстве и жизни посл него - а также хроника `80 ГП Нидерландов
Оригинал взят у a_simakoff в Хорошая гонка

Сериал про историю Формулы 1 продолжается на страницах данного бложика. Давно прошедшие Гран При и люди в них участвовавшие. И мы по-прежнему в сезоне 1980 года. До конца чемпионата осталось всего 4 гонки. Уверенно лидирует Алан Джонс, но австралиец пребывает в мрачном настроении. Он потерял хорошие очки в Германии и Австрии, ну и, само собой, в его голове сидит мысль о выпавшем из зачета Гран При Испании, где Алан , как-никак, победил. Главный конкурент Алана - бразилец Нельсон Пике. Пике не выглядит, как человек способный стать чемпионом мира, не сказать, что он, пока, впечатляет скоростью. На счету пока одна победа. Но Пике очень сильно напоминает Ники Лауду образца 77 года, он также очень бережно относится к технике, избегает борьбы и аварий, и в связи с этим, как метроном набирает очки, почти в каждой гонке. На 17 очков от Джонса отстает Карлос Рётеманн, в теории могущий побороться за титул, но Фрэнк Уильямс строго-настрого запретил Карлосу бороться с собственным партнером. На 19 очков отстал Жак Лаффит, чей сезон очень нестабилен ибо и сам Жак периодически ошибается и его Лижье делает порой жуткие провалы в настройке болида. Рене Арну и Дидье Пирони уже в борьбе за титул не участвуют. Арну уже настроен на следующий год, а Пирони ходит мрачнее тучи, его отношения с Ги Лижье совсем расстроились и Дидье ведет переговоры с Энцо Феррари, команда которого в 1980 совершенно не блещет.
Казалось, что перед Гран При Франции ФИСА и ассоциация конструкторов пришли к перемирию. Однако, вопрос по юбкам так и не был решен. ФИСА все ещё намерена запретить этот опасный элемент, в то время, как Берни понимает что это отбросит все частные команды в болото из которого можно не выбраться, без юбок, турбо-двигатели не победить. И Экклстоун снова затеял замысловатую игру под названием "свой чемпионат с Блэк-Джеком и шлюхами". Блэк Джек в данном случае выглядел как болиды с юбками и полной свободой технической мысли, но на одинаковых двигателях Ford Cosworth. Т.е. все это сильно напоминало будущую Ф3000. Самое интересное, что Берни настойчиво зовет в это предприятие Энцо Феррари. Феррари с двигателями Форд? Кажется, кто-то сошел с ума.
Зандворт в 1980 году претерпел кое-какие изменения

Если помните, в прошлом 79 году, много техники угробила шикана, нарисованная Джоди Шектером, перед Тюннел Ост. Там, в частности, и потерял своё колесо Жиль Вильнев, потом совершив знаменитый круг по трассе.  В 1980 шикану сделали более акцентированной и крутой. Что, правда, не сберегло от трагедии, летом на этапе Ф2 погиб австриец  Ханс-Георг Бюргер. Но, тем не менее, скорость вхождения в Тюннел удалось снизить.
Виторио Брамбилла вернулся за руль Альфа Ромео, он сменил погибшего Депайе (попавшего на обложку предгоночного постера). В Ensign к Яну Ламмерсу присоединился вторым пилотом Джеф Лис, самый активный путешественник по командам в этом сезоне. В Arrows Йехен Масс проехал несколько кругов в первую тренировку и почувствовал боль в шейных позвонках (пострадавших в аварии в Австрии). Джеки Оливер бросился искать ему замену и в итоге усадил за руль новоиспеченного тест-пилота Tyrrell  Майка Тэквелла

Молодой новозеландец просто присутствовал в паддоке, как гость. Он только что стал чемпионом британской Формулы 3 и ему всего 19 лет и 5 месяцев. Таким образом, Майк стал самым молодым дебютантом Формулы 1 (на тот момент). Само собой, без каких либо тестов за рулем Формулы 1 с юбкой (он только стал тес-пилотом Тиррелла и ещё за руль Формулы 1 не садился) , даже просто пройти квалификацию, для Майка будет успехом.
McLaren представил новый М30, это М29 с укороченной на 5 сантиметров колесной базой. Работа Гордона Коппака, машина в единственном экземпляре досталась Просту.

Но, на самом деле, это агония. Marlboro официально объявило, что со следующего года МакЛарен возглавит Рон Дэннис, а Рон приведет с собой Джона Барнарда
Зандворт категорически отличается от Остерайхринга, но, тем не менее, Рено снова быстрее всех. Второй поул подряд взял Рене Арну. "Ну уже одной высотой нашу скорость не объяснишь, не так ли?" Ехидничал Рене. И в самом деле, в двух местах трасса идет даже ниже уровня моря.
 Все два дня квалификации Алана Джонса заканчивались досрочно, ибо он разбивал машину из-за заклинившего дросселя. Австралиец не пострадал, но, чуть ли не впервые, уступил в квалификации Рётеманну.
В Brabham попробовали с передними 13-дюймовыми колесами и это дало прирост скорости Пике 5-й, Ребаке 13-й, но Эктора снова заставили доводить до ума коробку передач Вейсмана. Ligier жалуется на отсутствие сцепления и если Лаффит смог показать 6-е время, то Пирони только 15-й. Уотсон разбил машину в квалификации, но смог поднять старый М29 до 9-йпозиции. Прост 18-й.


9
Mario Andretti
Lotus 81
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
John Watson
McLaren M29С
Ford Cosworth DFV3.0 V8


8


7
Bruno Giacomelli
Alfa Romeo N179
Alfa Romeo 115-12 3.0  B12
Gilles Villeneuve
Ferrari 312 T5
Ferrari 015 3.0 B12

6


5
Jacques Laffit
Ligier JS11/15
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
4


3
Alan Jones
Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Carlos Reuterman
Williams FW07B
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

2


1
Jean Pierre Jabouille
Renault RS20
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Rene Arnoux
Renault RS20
Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Более менее сносно дела в Лотусе. Андретти 10-й. де Анджелис 11-й, Менселл 16-й. Не прошел квалификацию, перед родными трибунами Ламмерс (в то время как Лис смог заскочить на последнее место). Киган на своем старом Williams команды RAM, ожидаемо Майк Тэквелл и не ожидаемо Кеке Росберг, чья Fittipaldi сломалась в первый же день.

В Голландии облачно и холодно, ибо очень сильный северный ветер.


Смотрим


13.00 Старт. Арну и Жабуй стартуют не очень хорошо и Алан Джонс обходит их слева. Жабуй застрял между Рётеманном и Пике, Джонс же обходит Рене в Тарзане и выходит в лидеры Гран При.



Первый круг закончен в следующем порядке
1. Джонс Williams
2. Арну Renault
3. Лаффит Ligier
4. Рётеманн Williams
5. Жабуй Renault
6. Пике Brabham
7. Джакомелли Alfa Romeo
8. Вильнев Ferrari
9. Андретти Lotus
10. Уотсон McLaren


15.00 Ребаке заехал в боксы, это сход из-за поломки экспериментальной коробки передач. Меж тем, Алану Джонсу не удалось сделать привычный отрыв уже на первом круге. Арну и Лаффит висят у него на хвосте и Алан явно их сдерживает.

16.00 Все просто, Алан слишком широко вошел в поворот Hugenholtzbocht и повредил юбку. Williams  тянет вправо и в конце второго круга Джонс решил нырнуть в боксы. В голове же гонки происходит борьба сразу 5 машин, победителем из которой выходит Лаффит.

17.00 Пирони был напуган рано затормозившим Патрезе и увернулся от Риккардо в де Анджелиса, Дидье и Элио закончили гонку в гравийной ловушке.
18.00 Борьба впереди очень напряженная. Арну повис на хвосте у Лаффита, но никак не может его пройти. Позади очень быстрый Вильнев, на сверхмягкой резине, канадец уже прорвался на 4-е место.
Стоило выбыть Джонсу (а Алан все ещё в боксах), как у нас пошла жара. Арну берет своё на стартовой прямой и почти выходит в лидеры, но Лаффитт отыгрывается в поворотах. Рене выбрал слишком твердый состав резины на гонку. У Жака же уже начинаются, так и не решенные, проблемы со сцеплением с трассой. Позади борьба между Вильневым и Пике, за ним Джакомелли борется с Рётеманном.
21.00 Вильнев выходит на 3-е место, обойдя Жабуя. Невезучему Жан-Пьеру повредило шасси ошметками юбки Джонса и он будет вынужден заехать в боксы. С досады кто-то из капитанского мостика Рено, выкинул на стартовую прямую информационную табличку.
23.00 Видим, что Пике обошел Вильнева. У Жиля поплыла резина и вскоре он начнет сдерживать большую группу из Джакомелли, Рётеманна, Андретти и Уотсона
25.00 Пит-стоп Фиттипальди из-за закипевших тормозов.
26.00 На стартовой прямой Джакомелли прошел Вильнева.


Пике уже наступает на пятки Арну. После 10 кругов ситуация выглядит так
1. Лаффит Ligier
2. Арну Renault -0,4 сек.
3. Пике Brabham - 1 сек.
4. Джакомелли Alfa Romeo -3,7 сек.
5. Вильнев Ferrari - 4,7 сек.
6. Рётеманн Williams -4,9 сек.
7. Андретти Lotus -5,3 сек.
8. Уотсон McLaren - 5,6 сек.
9. Жарье Tyrrell
10. Патрезе Arrows

28.00 Оператор прощелкал момент, показывая Лаффита, но в Панораме Пике прошел Арну. Чуть ранее, в Тарзане Рётеманн просочился мимо Вильнева. А чуть позже, в той же Панораме Джоди Шектер, поднявшийся до 11-го места, развернулся - это сигнал, что шины Мишлен привычно в этом году поплыли.
29.00 Шектер на пит-стопе
30.00 На стартовой прямой Пике проходит Лаффита и выходит в лидеры гонки. Кстати, самым быстрым человеком на трассе сейчас является Алан Джонс, он штампует один быстрый круг за другим, но с отставанием в три круга от Пике, его рекорды не имеют к гонке никакого отношения.
33.00 Жабуй вернулся в боксы, у его болида жуткие проблемы с вхождением в повороты. Меж тем, какие-то явные проблемы и у Арну, его очень быстро догнали Джакомелли и Рётеманн.
34.00 Джакомелли проводит успешную атаку на Арну, теперь на француза наседает Рётеманн. А Альфа Ромео идет на третьем месте


36.00 Рётеманн пытается пройти Арну, но безуспешно.  Тут же видим в траве Найджела Мэнселла. Он потерял тормоза при входе в Панораму и чудом избежал больших неприятностей, машина пролетела и завязла в траве, не долетев до барьеров.
39.00 Неплохая гонка Джона Уотсона закончилась сбоем зажигания. Меж тем к паре Арну-Рётеманн подобрался Марио Андретти. Фиттипальди любезно ушел в сторону, пропуская горячих бойцов
40.00 В очень красивой манере Андретти прошел Рётеманна. Дано мы не видели американца в такой хорошей форме
44.00 В шикане Брамбилла запоздал с торможением и ломает подвеску об  Джефа Лиса. Неудачное возвращение.
52.00 Карлос пытается вернуть позицию у Андретти. Парни, поднимая тучу пыли, идут колесо в колесо, но Марио не уступает
54.00
Патрезе сошел с поломкой двигателя
После 30 кругов
1. Пике Brabham
2. Лаффит Ligier -10,4
3. Джакомелли Alfa Romeo -12,9 сек.
4. Арну Renault -23 сек.
5. Андретти Lotus -23,8 сек.
6. Рётеманн Williams -25 сек.
7. Жарье Tyrrell - 26 сек.
8. Дэйли Tyrrell
9. Прост McLaren
10. Чивер Osella


Быстрый круг Джонса перебил Джакомелли, Бруно приближается к Лаффиту. Но все внимание, конечно, сейчас на связке Арну-Андретти-Рётеманн, за которой ещё и наблюдает Жарье. Но, меж тем, Бруно реально быстр и через пару кругов уже повис на хвосте у Лаффита
1.05 На входе в Панораму Джакомелли пытается обойти Лаффита справа, но Жак в этот момент жмет на тормоз для входа в поворот. Стремясь избежать столкновения, Бруно выворачивает руль и Альфу разворачивает. Итальянец вернулся на трассу, но пропустив Арну, Андретти, Рётеманна. Группа должна стать ещё интересней. Но нет, парни растянулись, а Бруно скоро уступит позицию Жарье.
1.08 Можно увидеть печально бредущего вдали Чивера. У Osella отказал двигатель.
1.13 Группу Арну-Андретти-Рётеманн догнал отстающий на три круга Джонс
1.15 Джонс легко прошел Рётеманна, но Андретти ожесточенно ему сопротивляется, само собой, путая Алана с Карлосом.
Это просто будет бенефис Марио Андретти в 80-м году. Марио великолепно кроется от Джонса на протяжении нескольких кругов


1.19 Наконец, на стартовой прямой Джонсу удалось обойти Андретти. Арну, пользуясь этой борьбой, смог сделать отрыв.
1.22 А теперь Рётеманн повторил маневр Джонса в том же месте и прошел Андретти
Теперь Карлос готов атаковать Джонса, ибо Алан все никак не может найти брешь в обороне Арну.
После 55 кругов

1. Пике Brabham
2. Лаффит Ligier -20,8
3. Арну Renault -30,6 сек.
4. Рётеманн Williams -31,4 сек.
5. Андретти Lotus -32,9 сек.
6. Жарье Tyrrell - 42,6 сек.
7. Джакомелли Alfa Romeo
8. Дэйли Tyrrell
9. Прост McLaren
10. Зурэ ATS


Прекрасная оборона Арну от Джонса/Рётеманна продолжается. Более  того, таким темпом группа стала догонять Лаффита.
1.34 Во время своего разворота Джакомелли повредил юбку. Итальянец предпочел не рисковать и заехал в боксы.
1.36 Андретти идет в атаку в Тарзане на Рётеманна, но Карлос не уступает.
1.37 И тут же мы видим разбитую машину Дерека Дэйли


Дерек отлично отбивал своё 8 место от Алена Проста, когда в Тарзане у него лопнул тормозной диск. "Летучий ирландец" второй раз после Монако исполнил что-то грандиозное. Его болид на полной скорости влетел в ряд покрышек и подлетел в воздух

После чего приземлился на стоящий за покрышками железный рельс. Каким-то чудом Дерек остался цел и невредим. Он оглушен и получил лишь несколько царапин.
Ну, а в гонке все по-прежнему - Джонс сделал несколько робких попыток обогнать Арну и замер, видимо, в ожидании поломки Рено. Но при этом, Алан, отставая на три круга не пропускает вперед Рётеманна. Но, меж тем, у них уже в пределах видимости Жак Лаффит.
1.48 Заключительные два круга. Видим как Марк Зурэ болтает болид из стороны в сторону в надежде поймать в бензонасос всплеск бензина и доехать до боксов для дозаправки.
1.49 На стартовой прямой Рене Арну без проблем обходит Лаффита
1.51 А теперь мы видим на обочине Марио Андретти и у него закончилось топливо. Это последний круг ибо через мгновение Нельсон Пике пересекает финишную черту первым.
1.
Nelson Piquet
2. René Arnoux +12.93 сек.
3. Jacques Laffite +13.43 сек.
4.  Carlos Reutemann +15.29 сек.
5.  Jean-Pierre Jarier +1:00.02
6.  Alain Prost +1:22.62
Вторая победа Нельсона Пике существенно повысила его шансы на чемпионство.





Brabham BT49 не только недежен, но и быстр. И после этой победы Нельсона быстро выставии главным фаворитом.
Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс -47
2. Нельсон Пике -45
3.
Карлос Рётеманн -33
4. Жак Лаффит -32
5. Рене Арну -29
6. Дидье Пирони -23
7. Жан-Пьер Жабуй
-9
8.  Риккардо Патрезе -7
9.  Элио де Анджелис -7
10.
Дерек Дэйли -6
11. Жан-Пьер Жарье -6
12. Эмерсон Фиттипальди -5
13.
Ален Прост -5
14. Кеке Росберг -4
14. Йохен Масс -4

16. Бруно Джакомелли -4
17. Жиль Вильнев -4
18.
Джон Уотсон -3
19. Джоди Шектер -2
1. Williаms - Ford Cosworth -80

2. Ligier-Ford Cosworth -55

3. Brabham-Ford Cosworth -45

4. Renault-38

5.
Tyrrell-Ford Cosworth -12

6. Arrows-Ford Cosworth -11

7. Fittipaldi - Ford Сosworth-9

8.
McLaren - Ford Cosworth -8

8. Lotus-Ford Cosworth -7

10. Ferrari-6

11. Alfa Romeo-4

Ну и закончим с Джоди Шектером. Сегодня третья часть его истории, где будет чемпионство, Жиль и Феррари.
Jody Scheckter


Почти каждый год Феррари говорили:« Мы хотим побеседовать с тобой », но ничего из этого не выходило. Но в мае 1978 года меня пригласили встретиться со Стариком, и первое, что он спросил, было: «Сколько денег вы хотите?» Я сказал: «Я слишком молод, чтобы говорить о деньгах», и после этого мы поладили. Энцо Феррари был жестким, жесточайшим и умным мужиком. Но когда речь пошла про меня, я сказал: «Я не хочу говорить что-то сейчас, в самом начале сезона, я занят гонками». «Нет, - сказал он, - мы хотим подписать тебя сейчас». Поэтому я сказал: «Если ты хочешь меня сейчас, вот моя цена». Мы остановились на  1,2 миллиона $, это было много денег 30 лет назад. Плюс призовые деньги сверху и другие подачки.
Всю жизнь мне никогда не нужен был кто-то, кто бы меня подталкивал, я всегда был мотивированным. Но, именно Жиль, как напарник, вероятно, подтолкнул меня к тому, что я выжал из себя большее. Жиль мог выиграть чемпионат, но он всегда хотел быть героем, всегда хотел быть самым быстрым парнем. Везде, где бы он ни был, он хотел победить, выиграть поворот, выиграть круг, сделать быстрейший пит-стоп, и именно это дало мне уверенность, что я смогу его обыграть. В Монце он поставил квалификационные шины на квалификацию, пытаясь получить лучшее время. Я сказал Ferrari, чтобы мне дали жесткую гоночную резину, я занимался настройками с инженерами, чтобы настроить болид на гонку. И я квалифицировался выше, чем он. Все думают, что Жиль позволил мне победить в Монце, но это неправда. Мы шли первым-вторым и нас преследовал Жак Лаффит на Лижье, мы еле отбились.
Жиль был отличным парнем, и мы отлично справились. Он был очень трудолюбив, действительно вкалывал на тестах. Но ему понравился образ смельчака. Если бы у зрителей был шанс увидеть отрыв колеса или пончик, он бы это сделал. Мы оба жили в Монако, и я ездил с ним в Маранелло на его машине. Я нервный пассажир, но он хорошо себя вел - пока мы не доезжали эти две мили до фабрики, там он начинал хвастаться. Прежде всего он был честен. Очень честный, честный парень, честный до наивного. Эта история с Дидье Пирони  он просто думал, что все остальные были такими же честными, как и он. Он позвонил мне после Имолы, он был в ярости и расстроен, и, конечно же, он убил себя в квалификации следующей гонки.
Удивительно, но он серьезно относился к безопасности. Все решили, что битва колесо в колесо с Рене Арну в Дижоне, когда они сражались за второе место, была лучшей в мире. Но потом мы говорили об этом, и я сказал: «Люди любят это, но это глупо, то что ты делаешь. Ты собираешься убить себя », потому что, как вы знаете, в те дни мы каждый год теряли одного или двух пилотов.
Мауро Форгьери был техническим боссом в Ferrari, но для меня он был больше менеджером команды. Марко Пиччинини был менеджером командной политики, но Форгьери также этим занимался. Но у него были очень нелепые представления о дизайне, и, похоже, он не хотел понимать концепцию граунд-эффекта. В Сильверстоуне мы были медленными: я получил 11-е место, Жиль 13-го. Проблема заключалась в том, что V8 получали больше воздуха через нижнюю часть автомобиля, и граунд-эффект работал должным образом, но у нас был широкий плоский V 12, и все было плохо, поскольку выхлопные трубы проходили через единственное место, где воздух мог пройти. Но Форгьери не хотел ничего с этим поделать. После Сильверстоуна итальянская пресса, как всегда, сошла с ума и поэтому мистер Феррари созвал встречу. Я сказал Жилю: «Давайте говорить одним голосом об этом; автомобиль необходимо изменить. «На встрече я сказал:« Мы не должны сражаться между собой, мы должны сражаться с другими командами ». Жиль сказал то же самое, и мистер Феррари согласился с нами, поэтому Форгьери изменил выхлопы. Мы отвезли его в Монцу, и у нас добавилось еще 300 оборотов в минуту и ​​больше прижимной силы. Это был колоссальный  прыжок.
Выиграв титул для Ferrari в Монце, я помню только море людей, и то, что я действительно ощущал после всего этого года, когда мы были как на качелях, - облегчение. Это было просто облегчение. Я не был слишком эмоциональным или возбужденным, когда толпа сошла с ума, и это, возможно, помогло мне в следующем сезоне, когда она  с ума не сходила!
В 1980 году все остальные продвинулись вперед, и мы остались на месте. T5 просто не была конкурентоспособной. Жиль был быстрее меня в том сезоне. Дело не в том, что я не старался: когда я добирался до трассы, я выкладывался настолько же, насколько когда-либо. Но теперь, если я просыпался среди ночи, я не думал о недостаточной поворачиваемости и избыточной поворачиваемости. Подсознательно я, вероятно, потерял часть себя. Если вы были лидером некоторое время, и вы сражались за победы, а затем вы сражаетесь за 18-е место, это очень сложно. Поэтому в начале сезона я решил уйти в отставку. Я добился то, что хотел. У нас были несчастные случаи и смертельные случаи, и я видел, как некоторые люди не очень заботились об этом. Магия F1 ушла от меня. В июле я сказал мистеру Феррари, что хотел остановиться, а потом объявил об этом в прессе.
Renault обратились ко мне с серьезным предложением продолжать за них за любые деньги. Я даже не думал об этом. Я принял решение. Я остался жить в Монако, и я потратил год, пытаясь собрать серию Race of Champions по всему миру, используя одинаковые DFV Ford Sierras. Я выискивал спонсорство и телевизионные трансляции, но, в конце концов, ничего не произошло. Я был, вероятно, слишком наивным и жадным. Затем я увидел рекламу в журнале о системе обучения стрельбе, у меня появились некоторые идеи, я переехал в Атланту, и мы с Клэр начали это дело на нашем кухонном столе.
Шектер заработал миллионы на продаже оборудования для обучения стрельбе, усовершенствовав его. После 12 успешных лет, он продал бизнес и занялся разведением экологически чистого мяса и снова преуспел.
Самое ужасное время, было когда я занимался карьерой моих сыновей. Я чувствовал, что я не приношу им пользы, хоть я и пытался  дать Томасу советы по настройке. Время ушло, сейчас даже прогревают шины, чего я и представить не мог 30 лет назад. Но я не хочу валяться на пляже. Дело не только в том, что мне скучно, это хуже. Если я не занят, я чувствую себя бесполезным. С возрастом я становлюсь немного лучше, чуть-чуть, но все же.

Tags: формула1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments