Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

XXVI. Невесёлое псто

смерть Патрика Депье, заврешение карьеры Джоди Шектера и интервью с Джоди - как обрамление рассказа о `80 ГП Германии
Оригинал взят у a_simakoff в Прощай Наполеон

История Формулы 1 продолжается на страницах данного бложика. Давно минувшие Гран При и история людей в них участвовавших. Продолжается сезон 1980 и мы переезжаем в Германию. Летний перерыв между ГП Британии и ГП ФРГ ознаменовался двумя печальными событиями. Ну, во-первых, во вторник после Британии,  о своём уходе из гонок объявил действующий на тот момент чемпион мира - Джоди Шектер, которому едва исполнилось 30 лет. Африканец ждал рождения второго ребенка и напрочь потерял мотивацию после выигранного титула. Буйную энергию Джоди направил на свою работу главы союза профсоюзов, где терпел одну неудачу за другой.
Не самый популярный гонщик среди журналистов (и это ещё мягко сказано), поэтому такое решение ими приветствуется. Ники Лауда же говорит, что на месте Шектера покинул бы гонки незамедлительно, ибо Джоди явно в депрессии и гонять дальше в таких условиях опасно.
Другая новость ещё печальней

За неделю до ГП ФРГ на трассу Хоккенхайм для частных тестов прибыла Альфа Ромео. В первый день тестов в 11:35 в  Ostkurve, на скорости в 260 км/ч, Патрик Депайе вылетел с трассы и врезался под прямым углом в рельс безопасности.

Патрику оторвало обе ноги, был серьезно поврежден череп и сломана рука. Маленький француз потерял слишком много крови и, как не колдовали над ним немецкие врачи, спасти его не удалось. В 13:00 было объявлено о том, что Патрик Депайе умер, не дожив неделю до 36 лет.

"Наполеончик" объективно имел какие-то психологические проблемы. Многие другие гонщики его сторонились, по той простой причине, что Патрик  явно не рассчитывал дожить до пенсии. Он безумно любил играть со смертью - гонки, езда на мотоцикле, дельтапланы (именно на мотоцикле и дельтаплане он и ломал свои бедные ноги). Он курил как паровоз и каждый вечер выпивал бутылку вина, даже если  утром ему надо было стартовать. Человек планомерно убивал себя и когда с ним начинали говорить, что надо бы отложить денег на старость, Патрик отмахивался и говорил, что у него старости не будет. Может всему виной что кумиром его детства был Жан Бера, такой же фаталист, сломавший в гонках все кости, которые можно. Но, меж тем, Патрик оставался профессионалом и верил, что Альфа Ромео можно довести до ума, что если не в этом, то в следующем году команда будет побеждать. Жан Бера погиб 1 августа 1959 года в гонке поддержки перед ГП ФРГ, Патрик Депайе погиб 2 августа, на тестах перед ГП ФРГ. Вот и не верь после этого в чертовщину.
Дидье Пирони и Жан-Пьер Жарье осматривали в тот день трассу и оба пришли к выводу, что Патрик вылетел, скорее всего, из-за повреждения юбки. Но официально причину трагедии так и не установили, было просто указано, что Патрик вошел в поворот на недопустимо высокой скорости. Многие отмечают, что скорости выросли настолько, что пилоты старой школы просто не успевают реагировать.
На экстренном заседании профсоюза пилотов единодушно Джоди Шектер был переизбран главой, как главный боец за безопасность гонок. На этом же заседании, громко хлопнув дверью, из профсоюза вышел Алан Джонс. Меня не касаются вопросы безопасности. Я передоверил их решать Фрэнку Уильямсу. Я доверяю ему. И если Фрэнк посадит меня в шести, девяти и двенадцати - колесный болид, я все равно поеду.  Безусловно, это красивый выпад в сторону Балестера, не более того. Примерно в те же дни, когда погиб Депайе, на тестах в Домингтонге Джонс чудом уцелел после вылета с трассы и переворота.

Alfa Romeo участвовала в ГП ФРГ, но одной машиной - Бруно Джакомелли. Зато две машины выставил ATS , австрийский журналист Харальд Эртль на одни выходные вернулся в гонки.

После успехов Williams с 15-дюймовой резиной, все команды стали использовать именно такую размерность. В ФРГ  Goodyear привезли и 16-дюймовые задние шины, вместо привычных 21-ти дюймовых. ФИСА полагает, что за счет уменьшения размера шин снизится скорость. На самом деле нет, и квалификация это подтвердила
Фаворитом предстоящей гонки все видят Рено, ибо трасса характерна наличием длинных прямых


В пятницу шел дождь и Рено действительно было быстрее всех. Но в субботу, по  сухой трассе, "желтых чайников" смог обогнать Алан Джонс.

Его шестой поул, на 4 сотых быстрее времен Жабуя, Арну третий. Но за два дня квалификации Рено умудрилось угробить три двигателя из-за поломки клапана. Отметим удивительное 8-е место Кеке Росберга. В Германии и он получил новый F8, Фиттипальди же 12-й. Лотусы - Андретти 9-й, де Анджелис - 11-й. Элио всех напугал, потеряв в одном из заездов колесо на скорости, но все обошлось


9
Ricсardo Patrese
Arrows A3
Ford Cosworth
Mario Andretti
Lotus 81
Ford Cosworth


8


7
Keke Rosberg
Fittipaldi F8
Ford Cosworth
Didier Pironi
Ligier JS11/15
Ford Cosworth


6


5
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth
Jacques Laffit
Ligier JS11/15
Ford Cosworth


4


3
Carlos Reuterman
Williams FW07B
Ford Cosworth
Rene Arnoux
Renault RS20
Renault-Gordini


2


1
Jean Pierre Jabouille
Renault RS20
Renault-Gordini
Alan Jones
Williams FW07B
Ford Cosworth
Испытывающий поперечную коробку передач Вейсмана - Эктор Ребаке, 15-й. Феррари по-прежнему в жопе. Вильнев 16-й, Шектер 21-й. Tyrrell пострадали от избыточной поворачиваемости и Жарье с Дэйли в самом конце, они опередили только Ensign Ламмерса. Харальдь Эртль был очень быстр в пятницу под дождем, но провалился в субботу и квалификацию не прошел, как и Руперт Киган из RAM чей старый Williams пострадал из-за поломки амортизаторов.
В воскресенье трассу накрыло туманом и в принципе все ждали что вот вот пойдет дождь
Смотрим

5.00 Старт. Джонс, казалось, избежал бутерброда из двух Рено и удачно от них оторвался. Но уже в первой шикане Жабуй прошел австралийца и вышел в лидеры. Первый круг закончился так
1. Жабуй Renault
2. Джонс Williams
3. Арну Renault
4. Пирони Ligier
5. Лаффит Ligier
6. Росберг Fittipaldi
7. Рётеманн Williams
8. Андретти Lotus
9. де Анджелис Lotus
10. Фиттипальди Fittipaldi
На втором круге в десятку ворвется Вильнев, обогнавший Фиттипальди и де Анджелиса. Жабуй прилично оторвался от Джонса. Алан в свою очередь сбил с хвоста Арну. Рётеманн смог обойти Росберга. Основная борьба позади, там Вильнев и де Анджелис обошли Андретти. Жилю, правда, все это выйдет боком, после 10 кругов в таком темпе он убьет резину и поедет на пит-стоп.
Джонс начинает наседать на Жабуя, который под давлением совершает небольшие ошибки и периодически цепляет бровку. Позади в глубь пелотона (на 14-е место) провалился Пике - у него барахлит сцепление. Правда, в дальнейшем бразилец сможет приспособиться и начнет отыгрывать позиции назад.

14.00 Где-то потерялся задний спойлер Росберга, Кеке пришлось ехать в боксы. В боксах и Эктор Ребаке, коробка передач Вейсмана оказалась бесполезной штукой. Это первый сход.
16.00 В ожидании спойлера Кеке Росберг, сидя в кокпите, раздает интервью. Финн, все же, вернется на трассу
24.00 Теперь мы видим в боксах Фиттипальди. У экс-чемпиона поплыли тормоза
После 10 кругов
1. Жабуй Renault
2. Джонс Williams - 0.9 сек.
3. Арну Renault - 2.9 сек.
4. Лаффит Ligier -3,4 сек.
5. Пирони Ligier -5,5 сек.
6. Рётеманн Williams - 6,8 сек.
7. Вильнев Ferrari
8. де Анджелис Lotus
9. Андретти Lotus
10. Уотсон McLaren
28.00 Джонс настойчиво мелькает в зеркалах Жабуя, но у француза более мощный двигатель. В принципе, Алану не к чему форсировать события, вероятность того , что Рено не хватит на всю гонку, очень велика.
30.00 Какой-то желтый автомобиль свернул в боксы. Нет, это не Рено. Это у Кеке Росберга сорвало подшипник ступицы колеса.
31.00 Очередная попытка Джонса, но снова, пока без результата.
40.00 Медленно по трассе ползет Пирони. Кочки Хоккенхайма разбили ему ведущий вал и сделали более призрачными шансы стать чемпионом. Тут же видим в боксах Шектера, это пит-стоп. Шины Мишлен, увы, с Феррари не справляются
44.00 А вот и первый круговой на трассе (ну, если не считать выехавшего на пару кругов Росберга). Это Джоди Шектер после пит-стопов.
После 22 кругов
1. Жабуй Renault
2. Джонс Williams - 1 сек.
3. Арну Renault - 5,4 сек.
4. Лаффит Ligier -7 сек.
5. Рётеманн Williams - 15 сек.
6. Пике Brabham - 25,3
7. де Анджелис Lotus - 33,4
8. Андретти Lotus - 48,9
9. Уотсон McLaren - 49,2
10. Джакомелли Alfa Romeo -52,6
Обратите внимание, как хорошо вернулся Пике.
51.00 Берут интервью у сошедшего Чивера. Американец на Озелле добрался до отличного 11-го места, когда у него заклинило коробку передач
53.00 Лидеры проходят на круг Ламмерса, следующая цель - пара Тирреллов
55.00 Внезапно, Жабуй теряет скорость. Хотя, конечно, не внезапно, ибо ожидалось. Это поломка пружины клапана.  Жан-Пьер поехал в боксы.
56.00 Одновременно тоже самое случилось и с Renault Рене Арну. "Чайники" больше ничего и не скажешь.
Кажется интрига в этой гонке умерла за 17 кругов до конца
1. Джонс Williams
2. Лаффит Ligier -7,1 сек.
3. Рётеманн Williams - 14,6 сек.
4. Пике Brabham - 28.5 сек.
5. де Анджелис Lotus - 51 сек.
6. Уотсон McLaren - 59,3 сек.
7. Андретти Lotus - 1 мин. 01 сек.
8. Джакомелли Alfa Romeo - 1 мин. 02 сек.
9. Вильнев Ferrari
10. Масс Arrows

1.01 Главной интригой сейчас является борьба за 9 место, где Масс догоняет снова убившего резину Вильнева.
1.02 Интервью очень расстроенного Арну
1.10 Лаффит уперся в кругового Патрезе. В это время Джакомелли вошел в очковую зону, он обошел Уотсона, чей двигатель потерял мощность.
1.13 У Рётеманна проблемы с другим круговым - Дэйли, которого всегда было сложно обходить. Тут ещё проблема в том, что Дэйли боролся с Патрезе и Зурэ за позицию. Да, кстати, ребят, все же фамилия Surer по немецки звучит как Зурэ. Немцы глотают последнюю букву Р в словах, поэтому же Шумахер по немецки звучит как Шумаха. С учетом этого я и исправил последние два поста про швейцарца.
Ну а борьба круговых и вклинившегося в неё Рётеманна, окончилось тем, что Дерек шарахнулся от Карлоса и двумя колесами заехал в траву. К счастью не вылетел. А позже даже обошел Зурэ.
После 38 круга, за 7 кругов до финиша
1. Джонс Williams
2. Лаффит Ligier -13,4 сек.
3. Рётеманн Williams - 20,7 сек.
4. Пике Brabham - 28.7 сек.
5. де Анджелис Lotus - 1 мин. 03 сек.
6. Джакомелли Alfa Romeo - 1 мин. 21 сек.
7. Андретти Lotus
8. Уотсон McLaren
9. Вильнев Ferrari
10. Масс Arrows
1.19 Внезапно, спокойно шедший к победе Джонс заехал в боксы. У него спустилось левое переднее колесо. Это катастрофа для австралийца, но ещё не все потеряно, главное, как механики Уильямс справятся с пит-стопом. 21 секунда, результат по тем временам весьма хороший. Джонс возвращается на трассу 3-м, перед своим главным соперником по чемпионату - Пике.
1.20 Дымится умерший двигатель Джона Уотсона
Меж тем, Рётеманн настойчиво догоняет нового лидера Лаффита. Алан Джонс же, на свежих колесах установил быстрый круг.
1.26 Пробитое за круг до конца колесо лишает де Анджелиса заслуженных очков
1.29 Финиш. Жак Лаффит выигрывает свой четвертый Гран При.

Имевший все козыри на руках Джонс лишь 3-й. Отметим 5-е место Бруно Джакомелли как дань памяти Патрику Депайе.
1.  Jacques Laffite
2.  Carlos Reutemann +3.19 сек.
3.  Alan Jones +43.53 сек.
4. Nelson Piquet +44.48 сек.
5.  Bruno Giacomelli +1:16.49
6.  Gilles Villeneuve +1:28.72
Полтора года Жак Лаффит не поднимался на вершину подиума, но не выглядит радостным. Я не чувствую победу. Это единственная трасса, где бы мне не хотелось выиграть сегодня. Слишком плохо обстоят дела. Я продолжаю думать о Патрике. Во время исполнения Марсельезы Жак даже заплакал и это не были слезы радости
Более прагматичный Ги Лижье доволен, команда снова на коне.

Несмотря на неудачу, Алан Джонс лишь укрепил своё лидерство в чемпионате. А Рётеманн смог взлететь на третье место.
Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс -41
2. Нельсон Пике -34
3.
Карлос Рётеманн -26
4. Жак Лаффит -25
5. Рене Арну -23
6. Дидье Пирони -23
7.  Риккардо Патрезе -7
8.  Элио де Анджелис -6
9.
Дерек Дэйли -6
10. Эмерсон Фиттипальди -5
11. Кеке Росберг -4
12. Йохен Масс -4
13.
Жан-Пьер Жарье -4
13. Бруно Джакомелли -4
15. Ален Прост -4
15. Жиль Вильнев -4
17.
Джон Уотсон -3
18. Джоди Шектер -2
1. Williаms - Ford Cosworth -67

2. Ligier-Ford Cosworth -48

3. Brabham-Ford Cosworth -34

4. Renault-23

5. Arrows-Ford Cosworth -11

6.
Tyrrell-Ford Cosworth -10

7. Fittipaldi - Ford Сosworth-9

8.
McLaren - Ford Cosworth -7

9. Lotus-Ford Cosworth -6

10. Ferrari-6

11. Alfa Romeo-4

Он заявил об уходе из Формулы 1. Пожалуй, самое большое падение чемпиона мира. Да, был только неудавшийся переход чемпиона 52-53 годов  Альберто Аскари в новый формат Формулы 1 в 54, когда Альберто набрал 0,14 очков за сезон. Но Альберто боролся за победы и сходил. Шектер же, выиграв чемпионат, просто добился всего, чего хотел. Я писал про Джоди два с половиной года назад, во время обзора чемпионата 72, но в сети появилось много материала с тех пор. В частности, большое интервью Шектера с Саймоном Тайлором. Поэтому, не сильно вдаваясь в биографию и историю карьеры, тем более, что все это я уже рассказывал, сегодня просто рассказ Джоди Шектера. А это интересно, ибо Шектер, пожалуй, один из самых умных пилотов Формулы 1.. Человек, с нуля создавший три успешных карьеры : гонщика, производителя стрелкового оборудования, производителя мраморной говядины
Jody Scheckter


В самом начале я был дикарем. Я немного поездил в картинге, несколько гонок, и когда мне было 18, я был учеником в автомастерской моего отца и получил на руки старый Renault R8. У меня не было денег, но я собрал машину по кусочкам, чтобы подготовить к гонкам.  Я не думал об безопасности. Я проходил повороты в глубоком заносе. Я получил черный флаг в моей первой же национальной гонке, потому что все решили, что я еду опасно. Мы брали прокатный трейлер и ехали  1200 миль до Родезии, выступали в гонке, совершали поездку в течение 20 часов без остановок. Я служил в армии и брал  отпуск, чтобы участвовать в гонках, а также наладил связи с  кузеном, который был дантистом. Он выписывал мне больничный на понедельник, если мне нужно было починить машину после выходных. Затем я доработал Рено, но все равно это была груда металлолома, потому что у него все еще были стандартные тормоза и дорожные амортизаторы.
Но меня заметили, мне дали место в Мазде в серии Springbok и я выиграл в своём классе 9 часов Кьялами. Затем Форд предложил мне машину Формулы-Форд в кредит на 5 гонок, в южноафриканском чемпионате. Там выступало много европейцев и я занял 3-е место. Призом для лучшего местного гонщика была путевка в Европу и я её выиграл на свой 21 день рожденья.
В марте 1971 года я прибыл в Британию и мне нужен был болид Формулы Форд. Колин Вандервелл продавал свой болид, марки Merlyn, что использовал Эмерсон Фиттипальди в 1969 году, а сам Вандервелл выиграл на нем в 1970. У меня не было автомастерской, не было даже набора гаечных ключей, но я купил эту машину. И первый же гоночный уик-энд оказался под дождем, а я никогда не ездил мокрые гонки. Но я взял поул и возглавил гонку. Через два круга, я перевозбудился и меня развернуло. Но я вернулся и финишировал вторым в пол-секунде от победителя. И это быстро подняло меня по карьерной лестнице, не потому что я был быстр, а потому что я впечатлял.
Позже на моей карьере это сказалось скорее негативно, чем положительно. Обычно я справлялся с машиной и её настройка не имела какого либо значения. Если моего таланта было недостаточно, я просто махал на машину рукой, но, как правило, таких проблем не было. Не знаю, был ли контроль над машиной моей врожденной способностью или  к этому имеет отношение мой старый Рено с его заблокированным дифференциалом, но другие пилоты были лучше меня, когда подбирали настройки на тестах, потому что им потом было легче в гонке. Моя же кратковременная память была невелика, я не мог воспроизвести точные детали поведения машины на трассе. Я их не помнил. Другие пилоты, все эти Алены Просты, они могли настроить машину лучше меня.
В первый сезон в Формуле Форд я получил работу на фабрике Merlyn, они разрешили мне разрезать и сваривать рамы. Там, на фабрике, я увидел шасси Формулы 3, построенное для французского клиента, у которого закончились деньги. Я упросил их одолжить его мне, договорился о двигателе, договорился с африканским филиалом Firestone по  поводу шин и провел вторую половину сезона в Формуле 3. Насколько помню, я выиграл две гонки. Были моменты, как в Кристал-Пэласе, когда я, Дэйв Уокер и Колин Вандервелл, сражались за лидерство и мы втроем столкнулись и сошли. В Мэллори-Парке мы также толкались локтями с Роджером Ульямсоном, его развернуло, а я выиграл. Он был местным героем, поэтому меня освистали. В тот же год запустили чемпионат Форд Эскортов и Форд посадил меня в одну из машин. Было весело. Однако, наша встреча с этой машиной закончилось тем, что у одной сгорел двигатель на тренировке, а вторую я разбил. Вообщем я пошел в паб и выпил пинту пива, когда другой гонщик предложил мне свою машину. Это был единственный раз, когда я ездил за рулем пьяный.

Со мной связались Сёртис и МакЛарен и предложили мне место в Формуле 2 на 1972 год. Я не был уверен, что не разругаюсь с такой личностью, как Сёртис, поэтому я выбрал МакЛарен. Там были Фил Керр,  Тедди Майер и Тайлер Александр. И всего одна машина Формулы 2 и сначала у нас с этим болидом были большие проблемы. Его дергало из стороны в сторону, когда он шел на пределе. В Формуле 2 мы бились против действующих пилотов Формулы 1 и я оказался неконкурентноспособен. Это удручало. Наконец они нашли проблему в задних амортизаторах и, как только их наладили, я стал конкурентноспособен. Я выиграл в Кристалл-Паласе, хорошо провел гонку в Руане и впервые задумался о Формуле 1.

Я также провел несколько тестов за МакЛарен, помню, ездил в Гудвуде на МакЛарене с турбонадувом из Инди 500. Они его только собрали и не отрегулировали заднее крыло, просто хотели, чтобы я проехал пару кругов, проверить, что все в порядке. Таки образом дикарь из Ф2 входит в игру, я вышел на прямую, нажал ногу в пол, образовалось турбо-яма и болид просто развернулся и влетел в барьер. Очень неловко. Я потом купил много пива парням с завода.
Вообщем дошло до того, что Лотус хотел, чтобы я проехал за них последние 5 гонок сезона, вместо сдувшегося Дэйва Уокера. McLaren отказались меня отпускать, но это оказало на них давление, они решили выставить на последнюю гонку сезона в Уоткинсе Глене, три машины, меня к Питеру Ревсону и Дэни Халму. Так, за полтора года в Европе, я вырос до Формулы 1
.
Продолжим на следующей неделе.

Tags: формула1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments