Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

XXVI. Задолго до Кубицы

далеко не Роберт открыл счёт страшным авариям на ралли с участием пилотов Ф1 - рассказ о марке Зурере во второй части поста - ну и будни сезона-80
Оригинал взят у a_simakoff в Небольшое перемирие

Продолжается история Формулы 1 на страницах данного бложика. Вроде бы, только начали разбирать сезон 1980 года, а он уже перевалил за экватор. Экватор ознаменовался встречей представителей ФИСА  и ассоциации конструкторов в Ля Кастеле. Речь шла о запрете граунд-эффекта и, хотя пресса так и осталась в неведении до чего договорились обе стороны, но, что Берни, что Балестер, подчеркнули, что они пришли к соглашению. В конце концов, никто не хочет убивать курицу, несущую золотые яйца, а Формула 1 такой курицей и являлась.
Меж тем, как обычно, стоит чемпионату дойти до середины, как все начинает полниться слухами. Вот Тедди Майер, отчаялся вернуть МакЛарен к чемпионским кондициям времен Фиттиальди и Ханта. Он хочет продать свою долю в команде бывшему механику Джека Брэбэма - Рону Дэннису. Рон, при поддержке Мальборо, смог создать супер-успешный коллектив в Формуле 2 и полон решимости повторить  этот успех в Формуле 1. Дэннис готов привлечь своего инженера по Ф2 Джона Барнарда.

Есть слухи из стана Лижье. Дидье Пирони хочет покинуть команду. У него установились очень хорошие отношения с Жаком Лаффитом, и он не хочет тягаться с Жаком за бремя лидерства в коллективе, да и взрывной характер Ги Лижье также выводит Пирони из себя. Пока Дидье присматривается к Рено, где явно шатается место под Жан-Пьером Жабуем. Жабуй, мало того, что хронически невезуч и пока сидит без очков, он ещё, в отличии от Арну, совершенно не пользуется популярностью у французской публики, уж больно сер и незаметен.
Конечно, есть ещё место в Феррари, где Джоди Шектер отказался продлевать контракт. Но там претендентов на место трое - де Анджелис, Патрезе и, возможно, Прост.
Практически решен вопрос о том, что Марио Андретти покинет Лотус и, скорее всего, и Формулу 1. 40-летний экс-чемпион не набрал ни одного очка и совершенно потерялся на фоне годящегося ему в сыновья де Анджелиса.
С начала сезона место шаталось под Рикардо Зунино. В то время, как Нельсон Пике борется за чемпионский титул, Зунино боролся за места во втором десятке. Терпение Берни лопнуло и в Британии аргентинца сменил богатый Эктор Ребаке, мексиканец, памятный прежде всего по выступлениям за собственную команду
Тедди Йип понял, что с говном, именуемым болиды Shadow образца 1980 года ему ничего не светит и пока приостановил участие Theodore в чемпионате. Йип решил основательно подготовится к 1981 году где уже начать выступать на собственных болидах.

Новая Fittpaldi F8, подготовленная Харви Постлетуэйтом, совершенно классический граунд-эффект. Машина только в руках у Эмерсона, просто Кеке свою разбил в первое же появление на трассе и поедет на старом F7.

А это прошлогодний Williams в цветах команды RAM, Джона Макдональда. RAM засветились в 1976 году с прошлогодними Brabham, где Джон продавал места всем желающим. Ничем особым команда не запомнилась, возможно, из-за низкого уровня рента-драйверов. Потом команда ушла в серию Аврора, где стала лидером и вот возвращение. За рулем бывший пилот Hesketh Руперт Киган, спустивший свой талант на дно стакана и

барышня-пилот - южно-африканка Дезире Уилсон, четвертая женщина в истории Формулы 1.
Ligier провалили ГП Франции исключительно из-за перегрева маленьких 13-дюймовых шин, в Британии бирюзовые поставили 15-дюймовые колеса, шаг рискованный, ибо никаких испытаний с такими колесами, провести французы не успели.
Борясь с избыточной поворачеваемостью Тони Саутгейт продлил в Arrows юбки до самого кончика носа.

Идея совершенно бесполезная и после первой же тренировки от неё отказались. McLaren M29C  похвастался новой задней подвеской, Феррари стала уже, но все это не сработало.

Ligier доминировали в квалификации. Дидье Пирони взял свой второй поул, на 6 секунд победив время поула 78 года, взятого Ронни Петерсоном (в 79 гонка проходила в Сильверстоуне). Продолжим отмечать успехи Альфа Ромео, по крайней мере, в квалификациях. Джакомелли 6-й. Депайе 8-й. Очередной подвиг Проста, Ален 7-й, в то время как Уотсон 12-й. Улучшились результаты и у Лотуса, Андретти 9-й, де Анджелис мог бы войти в первую 10-ку, но его подвела поломка понтона, он 14-й. Дэйли (10-й), в кои веки опередил Жарье (11-й).


9
Detek Daly
Tyrrell 010
Ford Cosworth
Mario Andretti
Lotus 81
Ford Cosworth


8


7
Patrick Depailler
Alfa Romeo N179
Alfa Romeo
Alain Prost
McLaren M29С
Ford Cosworth


6


5
Bruno Giacomelli
Alfa Romeo N179
Alfa Romeo
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth


4


3
Carlos Reuterman
Williams FW07B
Ford Cosworth
Alan Jones
Williams FW07B
Ford Cosworth


2


1
Didier Pironi
Ligier JS11
Ford Cosworth
Didier Pironi
Ligier JS11
Ford Cosworth
В Британии на этих выходных весьма холодно, что не подошло шинам Мишлен. Рено не в состоянии было прогреть резину Арну 13-й, Жабуй 16-й. Рене также попал в тяжелую аварию и даже провел некоторое время в госпитале. Зурэ (ATS) 15-й, Ребаке 17-й, что уже слегка получше, чем у Зунино. Киган несколько раз вылетал за пределы трассы, но смог показать 18 время. И полный провал Феррари Вильнев 19-й, Шектер 23-й. (тут фактор шин Мишлен наложился на неудачную машину) Уилсон, Росберг и Ламмерс квалификацию не прошли. Рупер Киган на старт уйдет на белой машине Дизере Уилсон

В стане пользователей шин Goodyear дилемма, на каких шинах стартовать. Хард или Софт, с учетом температуры и абразивности асфальта. Все лидеры предпочли Софт за исключением парней из Альфа Ромео.


 Смотрим

7.00 Старт



Пирони стартует отменно, в отличие от Лаффита, которого слегка занесло. В Сёртис, Джонс попробовал пройти Лаффита, но безуспешно, зато Пике удалось пройти Рётеманна
После первого круга
1. Пирони Ligier
2. Лаффит Ligier
3. Джонс Williams
4. Пике Brabham
5. Рётеманн Williams
6. Депайе Alfa Romeo
7. Джакомелли Alfa Romeo
8. Дэйли Tyrrell
9. Андретти  Lotus
10. Жарье Tyrrell
Заметим, что Прост совершенно провалил старт и идет 12-м.
За круг Пирони сделал отрыв в 2 секунды, Лаффит же сдерживает остальных. На самом деле это была договоренность пилотов Ligier, о том, что так и будет в зависимости от того, кто выиграет старт.
12.00 Пике атакует Джонса, но пока результата это не принесло.
16.00 Сход Жан-Пьера Жабуя из-за движка
22.00 Пике снова пытается обойти Джонса, но опять неудачно.
24.00 Смена шин для де Анджелиса
26.00 Прост меняет шины, он вернется на трассу 21-м, как раз перед Пирони, уже обошедшим на круг Фиттипальди, Масса и Чивера

28.00 Смена мягкой резины и у Джакомолли, Бруно вернулся на трассу 15-м.
29.00 Сход де Анджелиса - поломка подвески И мы тут же видим, что Дидье Пирони резко потерял скорость, это медленный прокол (левое переднее). В лидеры выходит Лаффит

31.00 Пирони, наконец-то, доковылял до боксов, в это время в высокой траве, как пел Агутин, мы видим Эдди Чивера с поломанной подвеской. Меж тем Пирони стоит на пит-стопе непростительно долго, даже по меркам 80 года. Он заглох. Его заведут, но Дидье вернется на трассу последним.
33.00 Жиль Вильнев в боксах, для ремонта поврежденной юбки

36.00 Пропустивший несколько пилотов за последние три круга, Депайе заехал в боксы. Ему перезапустили движок и он вернулся на трассу 20-м.
39.00 Лаффит уперся в Марка Зурэ, при проходе на круг. Нам это не покажут, но занятый гонкой Марк не видел синих флагов и Жака в зеркалах, поэтому сильно сдержал француза. Лаффит показал швейцарцу кулак. Его шины сильно износились.
43.00. Лаффит решил, что шин хватит до финиша и  отказался заезжать в боксы. На кривой Хоторн задняя левая шина взрывается и Жак, ломая два сетчатых забора оказался в барьере из шин. Самонадеянность самого Лаффита, самонадеянность Ги Лижье избравшего Софт, а главное, без тестов сменившего размер колес, все это стоило Ligier победы.

Вот как все выглядит после 33 кругов
1. Джонс Williams
2. Пике Brabham - 2,4 сек.
3. Рётеманн Williams - 12,1 сек.
4. Дэйли Tyrrell - 41,1 сек.
5. Андретти  Lotus - 48 сек.
6. Жарье Tyrrell - 48,2 сек.
7. Уотсон McLaren
8. Зурэ ATS
9. Ребаке Brabham
10. Джакомелли Alfa Romeo

За счет круговых Джонс довольно хорошо оторвался от Пике. Вроде бы как, потерявший все шансы, Пирони добрался до 9 места к 41 кругу. Джоди Шектер потерял переднее крыло в борьбе с Рупертом Киганом, обоим пришлось ехать на пит-стоп - Джоди менять крыло, Кигану распоротую шину.

56.00 Видим пустую машину Вильнева - это отказ двигателя
59.00 Видим разбитую машину Бруно Джакомелли. Итальянец только что уступил 8-е место Пирони и, видимо, расстроившись, потерял контроль на Альфой.
1.04 Алан Джонс уже догнал на круг Жан-Пьера Жарье, замыкающего очковую зону. Вскоре Джонс пройдет и Андретти
1.10 Нельсон Пике повторяет продвижение Джонса среди круговых. Меж тем, у Андретти какие-то технические проблемы, сразу после Пике, мимо Марио прошел Жарье, а затем и Дидье Пирони, вернувшийся в очки. Одновременно Дидье показал и лучший круг в гонке 1'12''368

На следующем круге Дидье прошел Жарье

1.13 А это борьба Проста с Уотсоном за 8-е место. Ален очень быстр и проходит напарника
1.15 Пирони так же быстр, вроде бы готовившийся пройти Дидье на круг Пике, не может его догнать. Оба они проходят Патрезе с Арну. Главная цель Пирони это 4-е место Дэйли, которое рядом.
1.17 Андретти в боксах, у него сломана коробка передач
1.18 Джон Уотсон на пит-стопе
После 62 кругов
1. Джонс Williams
2. Пике Brabham - 12,7 сек.
3. Рётеманн Williams - 22,1 сек.
4. Дэйли Tyrrell - 1 круг
5. Пирони Ligier -1 круг
6. Жарье Tyrrell - 1 круг
7. Прост McLaren - 1 круг
8. Зурэ ATS - 1 круг
9. Ребаке Brabham - 1 круг
10. Уотсон McLaren - 1 круг
Зурэ вскоре сойдет из-за двигателя

1.24 Левая задняя шина Пирони превратилась в лохмотья. Это катастрофа Лижье, которая по всем параметрам должна была привезти победный дубль.
1.30 Концовка гонки, как ожидается, может пройти под дождем. Дождя не будет, но механики на всякий случай выкатили дождевую резину
1.37 Алан Джонс пересекает финишную черту первым
1.  Alan Jones
2.  Nelson Piquet + 11.007
3.  Carlos Reutemann + 13.285
4.  Derek Daly +1 круг
5.  Jean-Pierre Jarier +1 круг
6.  Alain Prost +1 круг
Последний раз в Британии такие овации звучали в адрес Джеймса Ханта. На фоне провала Джона Уотсона именно Алан Джонс стал новым любимцем местной публики.



Фрэнк Уильямс признает, что сейчас быстрейшие машины чемпионата это Ligier, борьба с которыми будет сложной. В Ligier же надо решать шинную проблему. 13 дюймовые колеса греются, 15 дюймовые не выдерживают боковых перегрузок из-за особенностей шасси.

Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Алан Джонс -37
2. Нельсон Пике -31
3. Рене Арну -23
3. Дидье Пирони -23
5. Карлос Рётеманн -20
6. Жак Лаффит -16
7.  Риккардо Патрезе -7
8.  Элио де Анджелис -6
9.
Дерек Дэйли -6
10. Эмерсон Фиттипальди -5
11. Кеке Росберг -4
12. Йохен Масс -4
12. Ален Прост -4
12.
Жан-Пьер Жарье -4
14 Джон Уотсон -3
14. Жиль Вильнев -3
16. Бруно Джакомелли -2
16. Джоди Шектер -2
1. Williаms - Ford Cosworth -57

2. Ligier-Ford Cosworth -39

3. Brabham-Ford Cosworth -31

4. Renault-23

5. Arrows-Ford Cosworth -11

6.
Tyrrell-Ford Cosworth -10

7. Fittipaldi - Ford Сosworth-9

8.
McLaren - Ford Cosworth -7

9. Lotus-Ford Cosworth -6

10. Ferrari-5

11. Alfa Romeo-2

Марк Зурэ ехал на грани очковой зоны, явно показывая, что травмы полученные на ГП ЮАР полностью залечены. Продолжим историю про  этого автогонщика, начатую на прошлой неделе. Начало здесь.
Marc Surer

Но для начала, хочется поделится тем, как выглядел болид Марка в Формуле 2 в 1978 году
Честно говоря, не думаю, что это наш советский Аэрофлот выдался поддерживать March BMW в Формуле 2, но совпадение интересное.
Итак, после долгой дороги в младших сериях, Марк Зурэ, обладающий несомненным талантом, стал чемпионом Формулы 2 и дебютировал в Формуле 1, не очень удачно проведя три гонки за Ensign. Тем не менее, в 1980 году он нашел место в ATS, где в третьей гонке сезона, квалификации ГП ЮАР, тяжело разбился.
Это убило мою карьеру. Мои лодыжки разорвало на куски, но самое страшное, это было то, что сделал Ян Ламмерс в Лонг Бич. (заменивший Зурэ, Ламмерс квалифицировался 4-м). Я должен был быть в той машине, когда она была так хороша. Когда я вернулся, все остальные команды нас уже догнали и у ATS ушла почва из под ног. Но все стали сравнивать мои результаты с Ламмерсом.
В 1981 году Зурэ насобирал деньжат что бы выступить в Ensign, также сдувшийся к середине сезона, его переход в Theodore окончился катастрофой, ибо команда выбрала совершено дерьмовые шины Avon. Единственным светлым пятном Марка, стало 4-е место на ГП Бразилии, заработанное в самом начале сезона.
Это был основной момент моей карьеры. Та гонка показала, чего я в действительности стою. И я получил шанс попасть в команду лучше. В 1981 году до начала австрийского Гран При, у меня было тайное ночное свидание с Роном Дэнниисом и 4-мя его механиками. Они хотели избавиться от де Чезариса и стали примерять под меня кокпит, чтобы быть уверенными, что я помещусь в машину, ибо у Джона Уотсона возникли с этим проблемы. Я был так взволнован, так взволнован. Но в среду они мне позвонили "Извини. мы не можем его вышвырнуть, у его отца слишком большие связи в Мальборо. Прости Марк".

В 1982 Зурэ получил предложение от Джеки Оливера в Arrows. Команда, которая в 81 году позволяла Патрезе стартовать из первых рядов и бороться за подиумы. Но в самом начала года, на первых же тестах в Кальями, Марк опять ломает лодыжки.
В первой же гонке после моей аварии в Кальями (ГП Бельгии 82, где погиб Вильнев) я хорошо справился (финишировал 7-м) и Даниэль Аудетто, человек, отвечающий за работу со спонсорами в Arrows, пришел ко мне и сказал, что мной интересуется Феррари. "Я хочу 50% от вашего контракта, если я приведу вас в Феррари", сказал мне он. "Это очень много" говорю я ему, а он мне пояснил, что такой шанс выпадает раз в жизни. И я согласился.  Но у Arrows были шины Pirelli и Джеки Оливер сказал, что если Феррари хочет меня получить, они должны помочь переходу Arrows  на Goodyear. В этот момент Энцо Феррари сказал, что никто не смеет его шантажировать. И они заключили контракт с Томба.
Следующие три года в Arrows, это был постоянный поиск спонсоров, в то время, как команда все дальше проваливалась, не имея турбо-движка. Но до поры, до времени, Марк смотрелся очень хорошо на фоне партнеров , а в Монако 83 он даже боролся за подиум, пока не был выбит Дереком Уориком. Все сильно изменилось, когда в середине 83 года его партнером стал Тьерри Бутсен, тот стал первым, кто смог побороть Марка
Джеки Оливер Марк был очень тихим парнем, настоящим командным игроком, который редко делал ошибки и старался изо всех сил, несмотря на то, что наши машины не были по-настоящему хороши. И Тьерри и Герхард Бергер пошли дальше, выиграв Гран При, Марк по уровню был с ними сопоставим, ему просто не повезло.
В 1985 году, имевший обширные связи с БМВ Герхард Бергер потеснил Зурэ из основного состава команды. Марк, будучи пилотом Формулы 1 одновременно выступал в европейских кузовах и гонках спорт-прототипов, поэтому оказавшись без места в Формуле 1 он продолжил гоняться. Я просто любил гоняться и всегда был готов к гонке. если нужно. В 1985 году он оказался в гонках спорт-прототипов. Команда Kremer RacingPorsche 962C, с давним партнером по Ф2 Манфредом Винкельхоком (одновременно выступавшим в Ф1 за RAM)
Они выиграли 1000 км Монцы. Но в августе на канадской трассе Мосфорд, все закончилось трагедией. Манфред разбился во время гонки.
Мы были очень близки и вместе проводили время между гонками. Видеть, что случилось с моим другом и знать,что в той машине, мог быть я, это худшее, из всего что было, хуже всех моих несчастных случаев.
И тем не менее, как раз в это время гоночная карьера Зурера получила качественный скачок. Ему позвонил Бери Экклстоун с предложением сменить в середине сезона в Brabham француза Франсуа Эсно. Ведущая команда Формулы 1, Пике в качестве напарника. Единственное у Brabham были проблемы с неудачным выбором шин - Пиррелли, плюс БМВ того года отличалась особой хрупкостью.
Я пришел в Брэбэм слишком поздно. Болид ломался, а я к тому времени ломал ноги дважды и я просто привык ездить на плохих болидах. Мне потребовалось много времени, чтобы просто поверить, что я могу ехать быстро. Это было другое чувство. Кроме того, это был новый опыт работы с инженерами, которые дадут вам то, о чем вы просили. «Вы хотите больше энергии на 8500 оборотов, тогда мы даем ее вам». Невероятная была разница в работе с инженерами BMW. Но у меня был небольшой недостаток, я постоянно ломал ноги, и  мои машины постоянно ломались. У меня была хорошая гонка в Брэндс Хэтче, наверное, моя лучшая гонка, Гран-при Европы. Я обошел  Де Анджелиса и  Сенну и занял второе место,  Мэнселл, впереди, шел к своей первой победе. Я даже догнал и его, но  тремя кругами позже, мой турбо умер. Мне просто не везло в Формуле 1.
В 1986 Зурэ вернулся в Arrows  и стал параллельно стал выступать в ралли.
Я влюбился в ралли. Чувство скольжения машины, вызов открытых дорог, все это было совершенно в диковинку. Может быть, мне стало скучно в Формуле 1 на одних и тех же трассах. Закончилось все так: Марк получил 12 переломов и ожоги, его штурман погиб.

Мне никто долгое время ничего не говорил, потому что я долго был в коме, потом я восстанавливал речь. Как только я смог говорить, я спросил где Мишель, мне сказали, что все в порядке. Но, когда я спросил, почему он не пришел меня навестить, они вынуждены были сказать правду. Я не понимал, как он мог погибнуть, ведь дерево ударило  мою сторону, я уже видел фотографии, видео и знал, что с моей стороны машина была полностью разбита, а я оказался среди салона. И я выжил, хоть и сломал все что можно. Но его сторона машины была в порядке и конечно же в первую очередь я задался вопросом, как такое возможно.
Затем они мне сказали, что вероятнее всего от удара он сломал шею, что означает, что он, по крайней мере не страдал, потому что если бы он сгорел заживо, это было бы ужасно. Они говорили, что он не двигался, когда они добрались до машины. Первым шагом было сказать себе, что он не страдал. Потому что я действительно не помнил той аварии, это было как в кино, не со мной, что и помогло пережить все это.
Но если в гонках Марк Зурэ оказался невезучим, то во всем остальном он вполне успешный человек. Ещё будучи пилотом, Марк женился на мисс Плейбой
После страшной аварии он не вернулся в гонки, но стал директором спортивного отделения БМВ. Сейчас он весьма популярный комментатор на немецком ТВ, владелец ранчо, где разводит лошадей.
Я с детства мечтал быть ковбоем. Мой отец же фермер и у нас была лошадь, не скаковая, но я на ней сидел и представлял себя ковбоем. Когда я стал чемпионом Формулы 2, мне выплатили призовые 30 000 и на них я купил себе первую лошадь. Стал брать уроки верховой езды. Помню, когда мы приезжали на ГП ЮАР, после первой тренировки я всегда заходил в школу верховой езды и брал уроки. Джо Рамирес сказал, что я сумасшедший и сломаю себе ногу. Но в Формуле 1 я сломал её быстрее. Несколько лошадей я содержал на ферме отца, а затем я купил себе место в Испании, сначала для своей первой лошади, ибо она травмировалась и плохо могла ходить.  Теперь у меня там десяток лошадей.
Я один из немногих людей что думают, что Формула 1 движется в правильном направлении. По сравнению с Индикаром или чем там ещё, она более продвинута. Увы, у неё немного пропал смысл, в последнее время. Ну, изменилась немного аэродинамика, V8 недостаточно мощные, управлять машинами слишком просто. Я согласен, что машины стали слишком сложные технологично. Но все это по-прежнему интересно. Раньше люди говорили, хочешь увидеть хайт-тек езжай в Ле-Ман, сейчас, это все в Формуле 1  и даже лучше. Что касается доминирования одной команды, да оно всегда так было, просто дайте время остальным подтянуться
.

Tags: формула1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments