Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

XXVI. Бельгия, но не Спа

Сегодня у нас обзор `80 ГП Бельгии и продолжение истории гонщика в весьма юном возрасте разорвавшим контракт с Феррари по собственной инициативе
Оригинал взят у a_simakoff в Среди военных действий

Длинный сериал про историю Формулы 1 продолжается. Гран При, их история и  люди, её создававшие. Сезон 1980 года. И Формула 1 вернулась, наконец, в Европу. Короткая трасса Зольдер готова была принять участников чемпионата, находящегося в состоянии настоящей войны. Гражданской, само собой. Итак, есть большая федерация автоспорта, ФИСА, которая обеспокоена ростом аварий и очень хочет отменить аэродинамические юбки, считая, что с ними машины, в случае их повреждения, теряют контроль и становятся опасными. Это факт. Но, в то же время, ФИСА таким образом хочет приструнить владельцев команд, с их все больше растущими требованиями. И это факт. За отмену юбок руками и ногами крупные автопроизводители, могущие себе позволить выигрывать за счет преимущества своих двигателей. Renault, Ferrari и Alfa Romeo. Но есть одно но - накануне Гран При Бельгии Рено решило присоединиться к ассоциации конструкторов. Чтобы, если что, и там в ассоциации пробивать свои вопросы. Ассоциация же, это, напомню, объединение маленьких команд, использующих дешевый двигатель Ford Cosworth которому уже 13 лет и только с помощью юбок могущее побороться с большими ребятами. Тут-то, вроде бы, все должны стоять против отмены юбок, но нет. Ги Лижье готов поддержать ФИСА. У Лижье большие планы, ибо табачная корпорация Seita увеличила бюджет и в будущем Ги планирует покупать двигатели у Рено. С двигателями Рено юбки, как у остальных товарищей, ему не нужны. Тут есть ещё команда Озелла, которая также подумывает поддержать ФИСА, ибо надеется стать чем-то вроде филиала Феррари. В общем, все идет к тому, что ожидается появление двух чемпионатов. Правда, сам глава ассоциации конструкторов Берни Экклстоун, понимает, что его чемпионат будет обречен.

Ну, кто-то все никак не мог придти к общему знаменателю. А вот Goodyear и Michelin смогли договорится. С самого начала года Goodyear требовал запрета квалификационных шин, говоря, что это "гонка вооружений" и ничего хорошего с этого не будет. Goodyear понять можно, он основной поставщик Формулы 1 и разорится, если будет поставлять ещё и специальную квалификационную резину.  Michelin с двумя командами, конечно, проще и Пьер Дюпаскье не видел проблем. Но им удалось договорится. На тестах число шин не ограничено. В квалификации же ограничилась лишь двумя наборами для каждого типа резины, помеченными номерами. На каком наборе пилот показал лучшее время в квалификации, на том он и должен стартовать в гонке, иначе ему грозили штрафные санкции. Это казалось сложным, но система отлично работала вплоть до недавнего времени.
Вот так теперь выглядит болид команды Shadow

После неудачи в квалификации родного Гран При Дон Николсон продал команду Shadow Тедди Йипу. Йиип, миллионер из Гонконга, в 1978 выставлял на старт команду Theodore с Кеке Росбергом на рулем (а ещё ранее провел отличный сезон с Патриком Томба). И вот он вернулся в паддок.
Паддок полон слухов о том что концерн Пежо-Ситроен намерен появится в Формуле 1 с маркой Талбо и двигателями БМВ! Это не бред, переговоры с Йохеном Неерспашем действительно велись и пилотом новой команды должен был стать Джоди Шектер. Но Берни Экклстоун со своим Brabham предложил БМВ более интересные условия. Да Берни, намеренный запретить турбо-движки, хочет поставит в свою машину Турбо-БМВ и переобуться в воздухе. Проект, правда реализуется лишь в 1982.

А это Тифф Ниделл

Британец сменил невезучего Клея Регаццони в Ensign. За пределами Британии про него никто не слышал.  Тифф это звезда серии Аврора (чемпионата б/у машин Формулы 1) и будущая звезда Top Gear доКларксоновского периода. Клей Регаццони же, по-прежнему в больнице. Он очень долго будет восстанавливаться, даже немного начнет ходить, но с очень большим трудом и предпочтет передвигаться на коляске. Кроме Жака Лаффита никто его навешать не будет, что для гонщиков нормально.

Williams FW07B теперь выглядит по-другому. Понтоны закруглены, двигатель полностью закрыт. Renault в настоящее время оснащены 15-дюймовыми шинами (против 13 ранее), это позволяет использовать тормоза большего диаметра и решить их проблему.
Наконец, в Бельгии 80  мы в последний раз услышали про команду Артуро Мерцарио. Он заявился на гонку и готов был представить новый болид, но так и не успел его подготовить. Подумав, бывший пилот Феррари и Уильямса, все же решил перейти в Формулу 2.

В субботу в Бельгии лил дождь, поэтому стартовая решетка была сформирована в пятницу. А в пятницу долго лидировал Пирони, но буквально под самый конец его обошел Алан Джонс.

Лаффит жаловался на недостаточную поворачиваемость, но он третий, рядом со вторым Williams Карлоса Рётеманна. Далее два Рено. Пике довольствуется 7-м местом. Отметим пока лучшую в этом сезоне квалификацию Tyrrell Жарье 9-й, Дэйли - 11.
                            10
Patrick Depailler
Alfa Romeo N179
Alfa Romeo


9


8
Jean Pierre Jarier
Tyrrell 010
Ford Cosworth
Elio de Angelis
Lotus 81
Ford Cosworth


7


6
Nelson Piquet
Brabham BT49
Ford Cosworth
Rene Arnoux
Renault RS20
Renault-Gordini


5


4
Jean Pierre Jabouille
Renault RS20
Renault-Gordini
Carlos Reuterman
Williams FW07 B
Ford Cosworth


3


2
Jacques Laffit
Ligier JS11
Ford Cosworth
Didier Pironi
Ligier JS11
Ford Cosworth


1
Alan Jones
Williams FW07B
Ford Cosworth
Феррари разочаровало - Вильнев 12-й, Шектер 14-й. Не пробились на старт Theodore-Shadow в полном составе и Эдди Чивер.
В субботу вечером Жан-Мари Балестер дает пресс-конференцию, на которой долго рассказывает о крестовом походе за безопасностью и о том, что с 1981 года и следа юбок не будет в Формуле 1. В Зольдере же вступил в силу новый закон о том, что в воскресенье с утра перед гонкой должен быть брифинг пилотов с обязательным участием президента ФИСА. Но у нас же война, и с утра в воскресенье на брифинг пришли лишь ребята из Феррари, Рено и Альфа Ромео, а также гонщики Arrows Патрезе и Масс и Дерек Дэйли, которого, чуть ли не за шкварку, привел Шектер. Конечно же, все не пришедшие получили денежные штрафы, которые оплатила ассоциация конструкторов. Вообщем детский сад, едем дальше.

Это ребята из Альфа-Ромео, на брифинге они были.

Смотрим. Перед стартом сменил свой двигатель Лаффит. Депайе стартует на запасной машине.

13.00 Старт. Отлично стартует Пирони, выскочив в лидеры гонки. Отметим что Жабуй поднял руку сигнализируя об отказе сцепления, но старт не отложили.

После первого круга
1. Пирони Ligier
2. Джонс Williams
3. Лаффит Ligier
4. Рётеманн Williams
5. Арну Renault
6. Пике Brabham
7. Жарье Tyrrell
8. де Анджелис Lotus
9. Вильнев Ferrari
10. Депайе Alfa Romeo
15.00 Жан-Пьер Жабуй в боксах, двигатель отказал.
16.00 Видим разбитый Arrows. Это у Масса в конце прямой заблокировало тормоза и он влетел в барьер.

Тройка Пирони-Джонс-Лаффит уже солидно оторвалась от сдерживающего остальных Рётеманна
17.00 На наших глазах в повороте Риндта развернуло Патрика Депайе. Он поедет в боксы с пробитым колесом
20.00 В боксах расстроенный Жан-Пьер Жабуй, это сход.
21.00 В боксах Рикардо Зунино - отказала коробка передач
24.00 в боксах Джон Уотсон и у него поплыли тормоза, но на трассу он вернется.
После 10 кругов
1. Пирони Ligier
2. Джонс Williams -3,9 сек.
3. Лаффит Ligier -5.9 сек.
4. Рётеманн Williams -12.9 сек.
5. Арну Renault -13,6 сек.
6. Пике Brabham -14,2 сек.
7. Жарье Tyrrell -15,5 сек.
8. де Анджелис Lotus -22 сек.
9. Вильнев Ferrari -23 сек.
10. Ламмерс ATS - 25 сек.

27.00 Видим, как Патрезе смело прошел Андретти, это борьба за 14 место в повороте Риндт
32.00 Ниделл сошел возле первой шиканы из-за взрыва движка, чуть ранее из гонки выбыл Джакомелли с поврежденной подвеской
37.00 Первый круговой, это старина Эмерсон Фиттипальди.

Пирони уже на 6 секунд уехал от пары Джонс-Лаффит. Ещё дальше Рётеманн собравший паровоз из Арну-Пике-Жарье. Нам не покажут, но не выдерживавший этого Арну бросится в атаку на Карлоса, развернется и откатится на 10 место с поврежденной юбкой.
После 18 кругов
1. Пирони Ligier
2. Джонс Williams -7 сек.
3. Лаффит Ligier -.9 сек.
4. Рётеманн Williams -21 сек.
5. Пике Brabham -23 сек.
6. Жарье Tyrrell -26 сек.
7. де Анджелис Lotus -33 сек.
8. Вильнев Ferrari -35 сек.
9. Ламмерс ATS - 38 сек.
10. Арну Renault -41 сек.

44.00 Маршал машет желто-черным флагом, это сигнал о пролитом на трассе масле из двигателя Ниделла. За пределами камер Вильнев обошел де Анджелиса. А Шектер отобрал 9 место у Арну (они оба обошли Ламмерса)

45.00 Депайе? недавно пропустивший на круг Пирони, поехал в боксы с поплывшими тормазами.
53.00 Пирони догнал на круг пару Дэйли-Росберг. Те так заняты борьбой друг с другом, что Дерек Дэйли чуть было не вынес Пирони. Дерек уже привычно не видит синих флагов и не смотрит в зеркала.
55.00 Мы видим, что сильно увеличился разрыв между Джонсом и Лаффитом. У Жака проблемы с тормозами. Когда эта пара проходила на круг Проста, из машины Алена повалил дым. Это поломка кардана. Ален поехал в боксы
После 32 кругов
1. Пирони Ligier
2. Джонс Williams -7,4 сек.
3. Лаффит Ligier -22 сек.
4. Рётеманн Williams -27,7 сек.
5. Пике Brabham -35,8 сек.
6. Жарье Tyrrell -37,2 сек.
7.Вильнев Ferrari
8. де Анджелис Lotus
9. Шектер Ferrari
10. Арну Renault

59.00 Нельсон Пике заблокировал задние колеса в первой шикане и вылетел, поломав сетчатый забор. Наглядно видно,чем опасна сетка. Нельсона ею накрыло сверху и он лишь с помощью 4 маршалов, смог выбраться из ловушки. А если бы болид в это время горел?
После 35 кругов
1. Пирони Ligier
2. Джонс Williams -7,4 сек.
3. Лаффит Ligier -24,8 сек.
4. Рётеманн Williams -32,1 сек.
5. Жарье Tyrrell -45,9 сек.
6.Вильнев Ferrari - 1мин. 01 сек.
7. Арну Renault
8. де Анджелис Lotus
9. Шектер Ferrari
10.Патрезе Arrows
Видим, что Рётеманн уже догоняет Лаффита.
1.06 В очередной раз в боксах Депайе. У него проблемы с выхлопом, но механики вернут француза на трассу.
1.10 Пропустив Рётеманна, Лаффит направился в боксы решать проблему с тормозами. На самом деле это его механики, когда меняли двигатель, не настроили должным образом тормоза, образовался воздушный пузырь в тормозной системе. В боксах и Депайе, Альфа стала перегреваться.

1.13 В траве остановился Андретти после сбоя в работе коробки передач
1.16 Патрезе ловит машину в красивом заносе
После 50 кругов
1. Пирони Ligier
2. Джонс Williams -15,7 сек.
3. Рётеманн Williams -50 сек.
4. Жарье Tyrrell -1 мин. 08 сек.
5. Вильнев Ferrari - 1мин. 19 сек.
6. Арну Renault - 1 мин. 20 сек.
7. де Анджелис Lotus  - 1 мин. 26 сек.
8. Патрезе Arrows  -1 мин. 27 сек.
9. Шектер Ferrari - 1 круг
10. Ламмерс ATS - 1 круг

единственным интересным местом гонки сейчас является борьба за 5-е место между Вильневым и Арну
1.25 К соперникам подъехал обгоняющий их на круг Пирони. Проблем Дидье они, к счастью, не создали.
1.28 Можно увидеть, что Рене Арну все же опередил Вильнева. Жак Лаффит же установил быстрый круг, но он идет по трассе 13-м и предпоследним

1.38 Видим машину на краю трассы, это в повороте Люсьена Бьянки вылетел с трассы и разбил об рельс свой Arrows Риккардо Патрезе
1.45 До финиша несколько кругов но намечается интересное. Рене Арну догнал Жан-Пьера Жарье. Борьба действительно хороша, ибо Жарье это мастер обороны. Рене быстрее, но у него повреждена юбка.
1.51 А вот так закончилась другая борьба. Элио де Анджелис на предпоследнем круге в повороте Риндт атакует Вильнева в борьбе за 6-е место, но ошибается на торможении и влетает в забор. Молодость, горячность. Пока разгребают остатки Лотуса, Рене Арну все же смог обойти Жарье и выйти на 4-е место.
Ну а Дидье Пирони, в 28 лет  уверено выигрывает своё первое Гран При, лидируя со старта до финиша и не опередив на круг лишь пилотов Williams.

Несмотря на первую победу Дидье был очень скромен Легкая победа, моя машина была лучше, чем у Джонса. Мне просто надо было доехать до финиша



Жак Лаффит конечно рад за соотечественника, но он только избавился от конкурента по команде в лице Депайе, как тут подросла новая поросль


Несмотря на скучноватую гонку, это Гран При добавляет в чемпионат большой интерес. Сезон не дошел ещё до середины, а Пирони уже третий пилот, одержавший первую победу, после Арну и Пике, новое поколение наступает.

1.  Didier Pironi
2.  Alan Jones +47.37  сек.
3. Carlos Reutemann +84.12 сек.
4.  René Arnoux +1 круг
5.  Jean-Pierre Jarier +1 круг
6. Gilles Villeneuve +1 круг
Арну продолжает лидироват в чемпионате. Но Джонс, Пике и Пирони очень рядом.
Личный зачет:
учитываются результаты 5 лучших из 7 первых гонок и 5 лучших из оставшихся 7 гонок
Кубок конструкторов:
учитываются результаты всех гонок
1 Рене Арну -21
2. Алан Джонс -19
3. Нельсон Пике -18
4. Дидье Пирони -17
5.  Риккардо Патрезе -7
6.  Элио де Анджелис -6
7. Жак Лаффит -6
7. Карлос Рётеманн -6
9. Кеке Росберг -4
9. Эмерсон Фиттипальди -4
11. Дерек Дэйли -3
11. Ален Прост -3
11 Джон Уотсон -3
14. Бруно Джакомелли -2
14. Джоди Шектер -2
14. Жан-Пьер Жарье -2
17. Йохен Масс -1
17. Жиль Вильнев -1
1. Williаms - Ford Cosworth -25

2. Renault-21

3. Ligier-Ford Cosworth -23

4. Brabham-Ford Cosworth -18

5. Fittipaldi - Ford Сosworth-8

6. Arrows-Ford Cosworth -8

7. Lotus-Ford Cosworth -6

8. McLaren - Ford Cosworth -6

9. Tyrrell-Ford Cosworth -5

10. Ferrari-3

11. Alfa Romeo-2

Эдди Чивер не смог пройти квалификацию на этой унылой трассе, но тем не менее его история продолжается.

Eddie Cheever

Я слишком спешил и хотел все и сразу. Говорит сейчас про себя молодого Эдди Чивер. Говоря на прошлой неделе про начало карьеры Чивера, я забыл про один любопытный, но важный для понимания Эдди Чивера, эпизод его карьеры. В 1978 году Эдди Чивер вполне мог оказаться вместо Вильнева в Феррари. Скудерия как раз тогда искала пилота из Северной Америки для увеличения продаж в этом регионе своих дорожных машин (поэтому и отказали Алану Джонсу). После успешной гонки Формулы 2 в конце 77 года, Эдди позвонил из Маранелло,  Даниэль Аудетто (менеджер команды Ferrari). Я решил, что это шутит один из моих друзей и сказал "не свисти мне". В конце концов, Даниэль убедил меня, что это действительно он. Он сказал, что Энцо Феррари хочет встретиться со мной, но никто не должен знать об этой встрече. Мы должны встретиться в кафе, выйти через черный вход и он отвезет меня в офис. Я стоял там пять минут и Энцо ничего не говорил. Он просто перебирал бумаги на своём большом столе, потом он начал говорить, не поднимая на меня глаз.
Первое, что он сказал, это то, что за рулем его машины я не должен атаковать бордюры. "Отличное начало", подумал я. А потом он говорил и говорил, рассказывал, как мне нужно проехать тесты, как мне стать лучшим пилотом.
Я помню, как много времени провел на тестах в кокпите, четыре или пять дней. Было жарко, я хотел выбраться из машины между заездами, но мне сказали Ники никогда не выходил из болида. Ну, то был Ники, он был повсюду. Но приходило моё время, со мной, 19-летним, подписали контракт на очень большие деньги.
В общем, Чиверу оставалось лишь ждать начала 1978 года и попытаться побороться с Бруно Джакомелли в Формуле 2, хотя тот был неудержим. Но у Эдди ещё был контракт с БМВ на выступление в Европейском кузовном чемпионате и на трассе в Валлелунге Эдди уничтожил свой БМВ об барьер. Не по своей вине, в квалификации, у баварской машины развалилась подвеска.
Я сломал себе локоть, вывихнул плечо и попал в больницу на неделю. У меня была хорошая телеграмма от Старика, в которой он сказал, что бы я поправлялся и их машина меня ждет. Но однажды я открываю газету, чтобы прочитать, что Феррари заключила контракт с Вильневым. Я настолько обезумел от того, что он взяли Вильнева, что решил разорвать контракт. Я приехал к Феррари, в гипсе и стал требовать босса, трижды врывался в офис. Феррари спросил меня, почему я хочу разорвать контракт. "Потому что я хочу участвовать в Формуле 1 в следующем году." Он сказал что я молод, что мне нужно больше миль, но я хотел все.  Феррари хотели, что бы Чивер занимался тестовой программой с турбо движками и выступал в Формуле 2, но Эдди была нужна Формула 1. Это самая глупая вещь, что я сделал в автоспорте. Я разорвал контракт с Феррари. Ну какой бы был мне вред, от того, что я гонялся бы в Формуле 2 и провел бы кучу тестов? Но я тестировал болид Формулы 1 и мне нужна была Формула 1. В прессе же дого муссировались слухи, что контракт не состоялся, так как Чивер вроде бы, был поклонником марки Лянча, чего Энцо не перенес.
Так Чивер и оказался в Hesketh. Я не прошел квалификацию в Аргентине. В Бразилии Лео Мелл дал мне шины, на которых в квалификации гонялся Хант. Все равно, что мне бы выдали использованный Хантом презерватив, и ещё через третьи руки. Но я был быстрее на 1,6 секунды, однако квалификацию так и не прошел. И слава богу, у меня все ещё были проблемы с рукой и я сомневаюсь, что проехал бы больше 10 кругов. Он выступил в ГП ЮАР после чего, снова оказался в Формуле 2. Я был поражен, что Рон Деннис  меня принял обратно. Далее, как я уже говорил Эдди вернулся в Ф1 с Osella.
А это редкая фотография Эдди Чивер на тестах Williams  в конце 78 года. Рядом Клей, результатов тех тестов нет, но Эдди никого не заинтересовал. Более того, и в Формуле 2 дела пошли неважно и проект Ронна Денниса он покинул.
Застопорившуюся карьеру Чивера спас Энцо Озелла, а Чивер в свою очередь отблагодарил, принеся скромной команде аж три победы. Это вдохновило, конечно, Энцо Озеллу к штурму Формулы 1, но ещё больше его вдохновили персональные спонсоры Чивера - итальянские сигареты MS. Они поддерживали Эдди в 1978 году в Формуле 2 и готовы были помочь Osella штурмовать Формулу 1, но с Чивером за рулем.
Беда была в том, что MS компания государственная. И в итальянском парламенте были даже начаты слушания по поводу того, может ли государственная компания спонсировать гоночную команду. Так, если о своём вылете из Феррари Чивер узнал из газет, то о возвращении в Формулу 1 он узнал из радио-трансляции парламентских слушаний.

Ну и поскольку ЖыЖо опять режет меня серпом по яйцам из-за объема поста, то с Чивером мы закончим на следующей неделе, там и будет обещанная замечательная история Чивера и Уорика.

Tags: формула1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments