Баг (mi24a) wrote,
Баг
mi24a

Труба Вентури Херба Адамса

Escort-WaltBohren-RoadAmerica1983-1000
83 Adams VSE Escort Chevrolet
это самый необычный автомобиль из многих, к которым приложил руку Херб Адамс. С ходу не каждый сообразит зачем ему понадобилось разводить пилота и двигатель - в классической гоночной машине, находящиеся посреди неё - по бортам???

Всё дело в аэродинамике. Вернее, я бы сформулировал - в радикальной аэродинамике.
Радикализм вообще пускает неплохие ростки на североамериканском континенте. Многие любители Ф1 в курсе "гоночного пылесоса" Брэбем БТ46, но не все в курсе, что гораздо раньше на трассы SCCA вышел ещё более радикальный Chaparral 2J - впрочем, с совершенно аналогичным Брэбему исходом. В нашей истории, правда, очерёдность была обратной, зато по размаху американцы традиционно перещеголяли европеоидов

de1c957e94f54e33937d0ce68acf0b9705ae3498

И история эта про граунд-эффект и создающие его трубки Вентури. В классических гоночных автомобилях под дном организовывались два канала соответствующей формы - по бокам от гонщика и мотора. При этом поперечные элементы конструкции вроде подвески всё равно здорово мешали. А почему бы, подумал Адамс, вместо этого не замутить такую трубку одну - но здоровенную - прям посреди машины от носа до хвоста, разместив двигатель и гонщика по бортам? То-то тяга прижимная сила будет!!

загружено

Кстати и на заднее антикрыло воздушный поток будет поступать напрямую без завихрений от горба с гонщиком, что тоже в плюс.

9c5656f4f125126ef5ddf4aeeed751d6

Сказано - сделано. И да, расчёт оправдался. Даже слишком. Прижимная сила оказалась так велика, что начала разрушать сам болид - в первой же гонке от машины буквально начали отваливаться куски, и ей вывесили чёрный флаг. Пришлось усиливать конструкцию, благодаря чему аппарат потяжелел, что конкурентноспособности ему не добавило. Не прибавляло удобства и размещение пилота по левому борту - одно дело, когда в классической машине он находится недалеко от центра масс, здесь же болтанка была на порядок сильней - не говоря уже о отвратительной обзорности вправо.

WM_Mosport-1983-06-05-010

Но это ещё полбеды. Автомобиль страдал классическим недостатком машин с граунд-эффектом - крайней зависимостью от профиля трассы и действующих на него сил - в зависимости от этого прижимной эффект "гулял" и, поскольку сама прижимная сила была больше, негативные эффекты увеличивались соответственно. В результате болид был крайне тяжёл в управлении - в течении секунды недостаточная поворачиваемость менялась избытком и наоборот - прибавьте сюда прелести нетрадиционного расположения места пилота.

4fbaa3669d680e9aeb4b89006369ab52

Давний партнёр Адамса, пилот Милт Минтер, много лет выводивший на старт его машины, не выдержал. Сменивший его Уолт Борен добился-таки пары финишей в десятке - но и только-то. Хуже всего было сочетание повышенной массы и стандартного двигателя - из-за этого в квалификациях не удавалось занимать места выше 15-го. В сочетании с необузданным характером, это поставило на машине крест.

aefb4f2dc77afdd6ce9595b4745df05f

Однако, она заняла своё место в пантеоне безумных конструкций гоночного мира и лишний раз вписала в автогоночные скрижали имя Херба Адамса.

f1ad6199283f88cacd78d77f86d96c89

текст по мотивам: https://www.carmrades-blog.com/all-articles/2017/2/14/split-personality-1983-adams-vse-escort-chevrolet

за наводку спасибо Сергей Яковлев
Tags: автоспорт, небольшая нетройка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments